Версты творчества

Учителя словесности первой севастопольской гимназии имени А.С.Пушкина Борис Бабушкин и Николай Ярко, скорее, не догадываются о том, что многие в городе любуются их многолетней, прошедшей через нелегкие испытания мужской дружбой. Она возникла и до сих пор подпитывается на прочной основе служения Слову.Всегда и везде они вместе. Если, скажем, на проводимом мероприятии в библиотеке или Доме культуры вам на глаза попался Борис Бабушкин, значит, достаточно оглянуться, чтобы увидеть Николая Ярко. Так получилось, что их стихи Москва поместила в солиднейшем фолианте поэтической антологии о Крыме. Ее твердые обложки заключили в себя произведения авторов полных двух последних веков — ХIХ и ХХ. Не единожды литературно-исторический альманах «Севастополь» предоставлял свои страницы одновременно Борису Бабушкину и Николаю Ярко. Вместе они выпустили сборник стихов — один на двоих. А сейчас почти в один день вышли персональные поэтические сборники Бориса Майевича и Николая Николаевича «Версты полосаты» и «Благодаренье».

Хотя на сей раз не обошлось без существенной особенности. Выход нового сборника произведений Бориса Бабушкина, видимо, не случайно совпал с его 50-летием.

В поэтической антологии о Крыме книги поэтов открывались официозными, ритуальными стихами. Листать сборники мы начинали с конца, где находилось место произведениям, отмеченным искренностью авторов, подлинным уровнем их дарования. Нынче все наоборот. Открывать свои сборники поэты стремятся самым сокровенным словом. Знакомство же с книгой Бориса Бабушкина мы все-таки начнем не с конца и не с начала, а с 50-й страницы, где помещено стихотворение, которое дало ей название. В нем доминирует пушкинская тема:

Сгорать дотла от ревности и боли

И выдохнуть: «Печаль моя светла!»

Это не единственное произведение сборника, пронизанное лучами творчества гения русской поэзии. Как не вспомнить снова, что Борис Майевич преподает русский в гимназии имени А.С.Пушкина. Он выступил одним из составителей сборника стихов, писем — всего, что было создано Александром Сергеевичем в Крыму и о Крыме. Получилась замечательная книга, которая нашла массу благодарных читателей.

Вернемся, однако, к «Верстам…» Листаю сборник и постигаю автора как поэта и человека. Так бывает, когда он предельно искренен. А без этого качества нет поэзии. Борис Бабушкин восхищен отцом и матерью, свидетельством чего является не одно произведение. Он чуткий и надежный товарищ тем, чьи имена вынесены в посвящения. «Акростих весенний» свидетельствует о том, что Борис Бабушкин виртуозно владеет словом и техникой стихосложения. Приковывают внимание строки гражданской лирики:

Широка и безжалостна Родина —

Слава Богу, что нету другой.

И снова о теплых и ярких человеческих чувствах:

Под шарканье карандаша, рисующего сад,

Льет чистый свет на лист душа, неярко, наугад.

Над этой строкой посвящение: «Коле». Нетрудно угадать, что это Николай Синицын. Он стал соавтором книги, предложив неброские, но такие необходимые рисунки: ели, дорога, окно.

Теперь откроем новый сборник стихов Николая Ярко — побратима Бориса Майевича. В книге нашлось место произведениям, которые предсказуемы и которых ждут («Последний звонок», «Посвящение первой севастопольской гимназии имени А.С.Пушкина», «Первое сентября»…) и произведения, появление которых для всех открытие, полная неожиданность:

Приоткрыта дверь в апрель,

Высохли дороги.

Солнце стало подобрей,

Медленней — уроки

. . . . . . . . . . . . . . . . .

А мальчишка у окна

Дремлет над тетрадью,

Может быть, его весна

По затылку гладит.

Такие стихи хочется читать и цитировать. В них внимательный и щедрый на открытия взгляд, любовь к ребятне, ко всему окружающему. Вне всякого сомнения, Николай Ярко — лирик, оригинальный, с только ему присущими мироощущением и приемами отражения действительности.

Сравнительно недавно, как мне кажется, творчество друзей-поэтов сверкнуло новой гранью. В нем набирает силу тема высокой духовности, вечности. Свидетельствовать об этом могут такие стихи Бориса Бабушкина, как «Чистый понедельник», «Служба долгая», «Благовещенье». А стихотворение «Благодаренье» дало книге Николая Ярко название и явилось эпиграфом, своеобразным камертоном. По нему сверялась тональность всех вошедших в книгу произведений.

…»Версты полосаты» — третья книга в творческой биографии Бориса Бабушкина, третьим по счету вышел из-под пера сборник «Благодаренье» у Николая Ярко.

Версты полосаты — поэтический образ вех на жизненном пути. Очередные сборники друзей-поэтов обозначили этапы в их неутомимом труде над словом, ознаменовали преодоление крутых ступеней к высотам творчества.

Другие статьи этого номера