В августе нынешнего года проходчики строительного управления 528 сдали в эксплуатацию два важных для города объекта. Первый из них — «Приток». На протяжении многих лет канализационные трубы, проложенные у поверхности земли, собрали стоки жилых массивов и промышленных предприятий от ул. Олега Кошевого до ул. Силаева. Объем немалый — около 6,5 тысячи кубических метров в сутки. Только затраты на электроэнергию для насосных станций составляли 180-200 тысяч гривен в год. В то же время на глубине около 30 метров в толще горы уже несколько лет работает самотечный коллектор глубокого заложения. На улице Гидрографической, там, где трубы проходили над тоннелем, было решено пробить вертикальный ствол и направить стоки не к насосным станциям, а в самотечный коллектор. За счет экономии на электроэнергии построенный объект окупится за два года. Но если месторасположение «Притока» на поверхности можно определить по трехметровой железобетонной колонне, то о втором, куда более грандиозном, объекте сведущим людям напоминает пара оголовков канализационных люков.
Одиннадцать лет строился тоннель от балки между улицей Горпищенко и проспектом Победы до Сарандинакской балки под магазином «Океан». Ранее уже был введен в эксплуатацию коллектор от «Океана» через Молочную балку до Южных очистных сооружений. Открывались серьезные перспективы для развития системы канализования города без энергоемких насосных станций и ненадежных канализационных стальных трубопроводов.
Но деньги выделялись на строительство нового тоннеля с перебоями. Предлагали даже свернуть работы, когда основная проходка уже была выполнена и затраты превысили пять миллионов гривен в современном масштабе цен. Но оставалось пройти небольшой участок тоннеля, забетонировать свод и обратным ходом уложить бетонный желоб. Если бы строители бросили объект и вывезли технику, то через пару лет грунтовые воды свели бы на ноль все ранее затраченные усилия и уничтожили бы тоннель, сделав невозможным его дальнейшее использование. Стоимость же консервации объекта до лучших времен была не только соизмерима с затратами на завершение строительства, но даже по некоторым расчетам могла превысить их. Да и брошенный тоннель представлял серьезную опасность в случае обрушения. Строители продолжали работать в долг. Сюда бросали деньги, заработанные на реконструкции железнодорожных тоннелей, на строительстве Ялтинского водовода, на защите южнобережных санаториев от оползней.