Контрольный испуг

Вернувшись из отпуска, Лариса Тимофеевна достала из почтового ящика конверт и нашла в нем размноженную типографским способом депешу. «Уведомляем Вас, что представители ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» не могут попасть к Вам для снятия контрольных показаний прибора учета электроэнергии. Согласно Правилам пользования электроэнергией для населения, утвержденным постановлением КМУ от 26.07.99 г., электропоставщик имеет право в случае невозможности снять контрольные показания, приостановить поставку электроэнергии потребителю. Предупреждаем Вас, что если 31.08.04 г. не будет решен вопрос снятия показаний, то электроснабжение Вашего дома (квартиры) будет отключено с 01.09.04 г. без дополнительного предупреждения. Тел. 46-87-87. ОАО «ЭК «Севастопольэнерго».Лариса Тимофеевна, как человек впечатлительный и подверженный еще советской ответственности за своевременную оплату коммунальных услуг, первым делом сверила последнее показание счетчика с оплаченным расходом энергии и убедилась в том, что не должна ни копейки. Это ее не успокоило. Она представила кошмарные последствия отключения от электросети. Холодильник потечет, телевизор не посмотришь, вечера придется коротать при свече. Несколько усомнилась в том, что кара отключения за ее отъезд в отпуск вряд ли будет исполнена, поскольку 1 августа — воскресный день. Однако чем черт не шутит.

Стала названивать по тел. 46-87-87, чтобы сказать, что у нее нет никакого долга, что, как абонент, она нашлась, что впредь будет согласовывать с энергокомпанией свой отъезд в отпуск и что с нетерпением ждет контролера. Полчаса накручивала диск телефона — короткие гудки. Наконец дозвонилась. Сказали, что контролер придет в пятницу. Отпросилась с работы. Не пришел. Опять позвонила в энергокомпанию. Там перенесли встречу на неделю. Лариса Тимофеевна возмутилась тем, что вновь придется отпрашиваться с работы, и поинтересовалась, почему контролеры не ходят по субботам, когда абонентов легче застать дома? Получила такое объяснение: контролеры в субботу тоже отдыхают и посоветовали оставлять ключи у соседки, чтобы с ее помощью контролер мог проникнуть в квартиру. Лариса Тимофеевна удивилась тому, что работники «Севастопольэнерго» берут на себя смелость заходить в чужое жилье в отсутствие хозяйки, но промолчала, поняв, что энергокомпания таким образом принуждает подстраиваться под ее режим работы.

В аналогичной ситуации оказался другой абонент тоже с проспекта Героев Сталинграда. Разница лишь в том, что Людмила Александровна в отпуск не уезжала, а просто ходила на работу, зарабатывала деньги, чтобы и впредь исправно платить за электроэнергию, потому не могла сидеть сиднем и ждать контролера. Несмотря на это, энергокомпания также воздействовала на абонента бумагой с угрозой отключить электричество без дополнительного предупреждения, которое в письменном виде является обязательным.

Сейчас долги населения за электроэнергию составляют около 7 млн гривен. Это заставляет энергокомпанию принимать меры по погашению долгов, чтобы полученные средства пустить на расчеты с энергорынком и развитие предприятия. С этой целью было увеличено число контролеров и наняты по договору учетчики, обязанность которых состоит лишь в фиксации показаний приборов учета. Для этого большого ума не надо, однако овладеть элементарными навыками общения с абонентом и ознакомиться с правилами пользования электроэнергией они все же должны. Если бы они это сделали, то, вероятно, не стали бы попугивать абонентов, не имеющих долгов, отключением от сети.

Ясно, что на некоторых абонентов не подействует письмо, содержащее вежливую просьбу рассчитаться. Но надо же учитывать, что категоричные массовые угрозы «потушить лампу», размноженные типографским способом и одобренные руководством «Севастопольэнерго», опускаются и в почтовые ящики пенсионеров, повергая их в страх и ужас. Хватаясь за сердце, старики направляют стопы в расчетный отдел, где грозная дама чаще всего заявляет буквально следующее: «Вы идите сначала рассчитайтесь, а уж потом будем разбираться, кто кому должен». В связи с этим абоненты жалуются на грубость операторов расчетного отдела. Безусловно, работа у операторов нервная, требует большой выдержки, но, извините, это работа, которую человек выбрал сам.

Учитывая, что в редакционной почте немало писем, вызванных различными неувязками в финансовых взаимоотношениях «Севастопольэнерго» с абонентами, которых по городу набирается около 145 тысяч, мы обратились к начальнику отдела правового обеспечения энергокомпании Вере Рафаиловне Соловьевой с просьбой разъяснить нашим читателям некоторые положения Правил пользования электрической энергией для населения, утвержденных постановлением Кабмина в июле 1999 года. Вот что она сказала:

— Правилами предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать доступ представителей энергопоставщика, имеющих служебное удостоверение, к прибору учета электроэнергии. Потребитель может быть отключен от электроснабжения в следующих случаях:

— при самовольном подключении к электросети;

— при хищении электроэнергии, умышленном повреждении прибора учета и срыве пломбы;

— при нарушении срока оплаты за потребленную электроэнергию;

— в случае неоплаты установки нового прибора учета, а также других платежей;

— при невыполнении предписания государственной инспекции по энергетическому надзору за режимом потребления электроэнергии;

— при снижении показателей качества электроэнергии по вине потребителя.

В случае неоплаты потребленной электроэнергии в срок, указанный в договоре или в полученном потребителем платежном документе, ему на 20-й день посылается предупреждение об отключении электроэнергии. При неоплате в течение месяца после получения предупреждения у ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» возникает право отключать потребителя от сети, даже если задолженность является незначительной.

Подключение потребителя к сети осуществляется только после погашения долга и после оплаты работы за подключение в течение 3 дней в городе и в течение 7 дней в сельской местности. Стоимость подключения исчисляется в зависимости от расхода бензина и пробега автомашины от ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» до абонента. Возврат к цивилизации может потребовать значительных расходов. В связи с этим В.Р.Соловьева рекомендует своевременно оплачивать потребленную электроэнергию, которая является товаром и не может быть бесплатной. Только за 6 месяцев этого года в судебном порядке с бытовых потребителей взыскано более 154 тысяч гривен.

Другие статьи этого номера