Чтобы полностью удовлетворить потребность Севастополя в педагогах, необходимо, чтобы в учебные учреждения ежегодно приходило работать порядка 500 молодых специалистов.Учебный год начался, но в школах проводятся далеко не все записанные в расписании уроки. Причина банальна — не хватает учителей. Как отметил в своем докладе на конференции педагогических работников города начальник управления образования и науки Н. Чербаджи, одной из самых болевых точек в системе образования Севастополя, как, впрочем, и всей Украины, была и остается кадровая проблема. Все типы учреждений образования Севастополя работали в прошлом учебном году и начали новый учебный год в условиях нарастающего дефицита педагогических кадров, массового старения педагогических работников (одна треть работающих — пенсионеры), снижения притока молодых специалистов в отрасль. Получившая педагогическое образование молодежь, отработав в стенах школы некоторое время, подыскивает себе более оплачиваемую работу и уходит.
В прошлом учебном году в Севастополе было свободно 250 учительских мест, в этом — 51. Цифра сократилась за счет скрытых вакансий (многие учителя работают на полторы ставки) и массового освобождения педагогов-предметников по причине отсутствия в этом учебном году пятых классов. Зато теперь ощущается нехватка учителей в начальной школе: выпустив третьеклассников, педагоги не освободились и не набрали первый класс, как раньше, а продолжают учить четвероклассников. Не хватает также учителей украинского языка, трудового обучения, физкультуры…
Наталья, учитель начальных классов:
— Я прихожу в школу в половине восьмого утра и ухожу в полпятого вечера после «продленки». Ежедневно дома мне приходится проверять порядка семидесяти тетрадей. Готовясь к уроку труда, собственноручно из купленного за личные деньги картона изготовляю шаблоны, покупаю методические, наглядные пособия, которые сегодня стоят баснословных денег. И за все это получаю около 400 гривен. Конечно, зарплата учителя неадекватна затраченным усилиям, поэтому многие молодые педагоги подыскивают себе более оплачиваемую работу и уходят из школы. Сегодня выгоднее давать частные уроки на дому, чем работать по специальности. К примеру, за час занятий английским языком окончившие университет молодые педагоги берут от пяти до десяти долларов. При этом месячную учительскую зарплату можно заработать за каких-то 10 занятий на дому… Престиж учительского труда сегодня крайне низок. Когда я говорю ребятам, что нужно учиться, чтобы чего-то достигнуть в жизни, они отвечают мне: «А зачем? Мы научимся считать, пойдем работать на рынок и будем зарабатывать больше, чем вы». И возразить им, по сути, нечего.
Марина Сергеевна, домохозяйка:
— А вы не задумывались, почему так мало учителей-мужчин? Да потому что не любой мужчина сможет принести домой 350 гривен зарплаты и, посмотрев жене в глаза, спокойно сказать: вот тебе деньги, дорогая! На учительскую зарплату сегодня семью не прокормишь.
Татьяна Александровна, бухгалтер:
— Раньше я сама работала учителем, и мне нравилась моя профессия. А теперь ненавижу школу из-за отношения некоторых преподавателей к детям и их родителям. В пример приведу недавний случай. Обычно на праздники я покупаю в школу розы и гвоздики, а тут первого сентября решила купить сыну по-настоящему осенние цветы — большие пушистые астры. Но когда он попытался подарить букет классному руководителю, она его не приняла, сказав, что цветы должны быть красивыми… Ребенок потом долго переживал из-за этого. Очень жаль, что добросовестные, чуткие преподаватели уходят из школы, а такие вот горе-педагоги продолжают учить детей.
Аня, студентка педагогического вуза:
— Моя будущая специальность — учитель русского языка и литературы. Но работать в школу к ТАКИМ детям при ТАКОЙ зарплате я ни за что не пойду!