Начало нашей истории теряется в дымке старокиевских времен. Князь Игорь, став преемником Олега Вещего на киевском престоле, решил повторить и ратный подвиг Олега: принудить византийского императора уплатить дань. В июле 941 года десятитысячная армия русичей осадила Константинополь. Но воинское счастье оказалось на стороне ромеев: в жестоком сражении они смогли одолеть войско Игорево. О том, что произошло после, подробно пишет в «Повести временных лет» Нестор: «Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан (командующий греческим флотом. — Авт.) же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись. (Но это не помогало: море тоже горело. — Авт.) И так остаток их возвратился домой. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, пуская её, пожгли нас, оттого и не одолели их».Так произошла первая (?) встреча россов с «напалмом древности» — знаменитым греческим огнем. Как видно из вышеприведенной цитаты, в сражении эту зажигательную смесь мастера огненного боя под давлением выбрасывали из медных труб на врага. Такая тактика требовала максимального сближения с противником. На этот отчаянный шаг Феофана вынудило плачевное состояние византийского флота. Может быть, при других обстоятельствах он применил бы другие способы доставки смертоносного огня — керамические горшки, выстреливаемые корабельными баллистами или катапультами, которые били с меньшей вероятностью поражения.
Но что такое греческий огонь? Вот что вещает о нем авторитетная «Советская энциклопедия»: «зажигательная смесь из смолы, нефти, серы, селитры и др., применявшаяся в VII-XV веках в морских боях и при осаде крепостей с помощью метательных машин и специальных медных труб. Вода не гасила г. о.». Обращают на себя внимание неконкретность состава смеси, отсутствие пропорций, неполнота списка. И дело здесь не в забывчивости автора статьи. Я думаю, нет человека, который мог бы абсолютно точно и однозначно ответить на этот вопрос. Возможно, что рецепт приготовления зажигательной смеси никогда не существовал на бумаге. Слишком важной была сия тайна для византийских императоров. Только из уст в уста передавался секретный рецепт, который обеспечивал на протяжении столетий военное превосходство дряхлеющей империи над армиями варваров. Владели им немногие, не доверяя даже союзникам: как знать, не обратят ли они это оружие против империи?
Вернемся же на нашу крымскую землю. Херсонес — или Херсон — в средние века был греческим городом и входил в состав Византийской империи. Владели ли херсонеситы секретом греческого огня? По-видиму, нет. Иначе как объяснить неоднократные захваты его врагом? Нет упоминания о применении этого эффективного оружия у стен Херсонеса и в научных и популярных изданиях. Но, оказывается, все же имеется одно неизвестное письменное свидетельство о боевом применении этого оружия у стен Херсонеса! А сохранилось оно в русской былине «Глеб Володьевич». Она рассказывает о русско-херсонесском таможенном конфликте XI века, который заключался в захвате херсонесской правящей верхушкой трёх российских купеческих кораблей, что нашли убежище от непогоды в порту (современная Карантинная бухта).
«А как падала погодушка да со синя моря,
А со синя морюшка с Корсуньского,
А со дождями-то, с туманами.
А в ту-ту погоду, в синёморскую
Заносила тут неволя три чернёных три-то корабля,
Что под тот славён городок под Корсунь же,
А во ту всё во гавань, все в Корсуньскую».
За право войти, спустить паруса, пристать к берегу-«мосту», сойти на берег правительница города Маринка, дочь Кайдаловна, потребовала такую пошлину, которую купцы заплатить не могли. За неуплату русские корабли были конфискованы вместе с товаром, на них «она ставила своих да крепких сторожей». Купцы, недолго думая, послали своему князю Глебу Володьевичу письмо с жалобой на самоуправство правительницы города. Князь собрал дружину и подошёл к городу. У стен города Глеб Володьевич обратился к дружине:
«Соходите вы скоро со добрых коней,
Становите вы шатры полотняны…»
Началась очередная в биографии Херсонеса осада. Перед решительными действиями князь Глеб решил пойти на переговоры. С небольшим количеством телохранителей он направился к главным городским воротам:
«Подъезжает Глеб под ту стену,
Да под ту же башню наугольную…»
(Севастопольцы догадались, что в былине идет речь о главной надвратной башне Херсонеса, что сейчас известна как «башня Зенона»).
Далее в былине повествуется о переговорах, в ходе которых Глебу, по закону жанра, пришлось отгадывать «хитромудрые» загадки Маринки, дочери Кайдаловны. В конце переговоров, когда, казалось, уже все было решено, произошло таинственное событие, которое осталось непонятым до конца ни очевидцам, ни современным комментаторам… Правительница Маринка, пообещав открыть ворота («Я теперече отсыплю от ворот да пески, камешки»), поехала «к себе да на широкий двор, наливала чару зелена вина да в полтора ведра, а да насыпала в чару зелья лютого». После этого она вернулась «на ту же стену городовую» и подала сию чару (?) князю. Князь уже был готов пить зелено вино, но в этот миг спотыкается его конь, и зелье выливается на конскую гриву. И происходит непонятное:
«Загорелась у добра коня да грива лошадиная.
А как тут да Глеб испугался же.
А бросал-то чару на сыру землю;
Ещё как тут мать-сыра земля да загорелася».
Не будем пересказывать концовку былины. Ещё раз вернемся к вышеприведенным абзацам. Надеюсь, ни у кого не осталось сомнения, что в былине идет речь о приготовлении и применении греческого огня. Вот аргументы. Прежде отметим, что греческий огонь применил не рядовой воин, а правительница; и хранился он непосредственно у неё в доме. (Архонтесса не могла положиться полностью на стражей городского арсенала.) Во-вторых, объём чары — «в полтора ведра» — скорее соответствует боевому заряду (бочонку), а не заздравному кубку.
Ну и главное! Былина с фотографической точностью передает картину поражающего действия греческого огня при штурме крепости: горящие гривы лошадей, искренний испуг русских воинов, впервые увидевших неугасимый огонь, от которого горит мать-сыра земля. К чести княжеских дружинников, они быстро справились с испугом и все же овладели городом. Наказанием коварной правительницы князем Глебом Володьевичем заканчивается былина. Кто был на самом деле этот князь?
В комментариях к былине об этом сообщается следующим образом: «По мнению одних ученых, былина воспроизводит поход Владимира Мономаха вместе с новгородским и тмутараканским князем Глебом Святославичем на Корсунь в 70-х годах ХI столетия… По мнению других ученых, былина говорит о походе Володоря Ростиславича, внука новгородского князя Владимира Ярославича». В любом случае можно говорить о новом (спустя столетие) знакомстве русичей с напалмом древности — знаменитым греческим огнём.
А последнее упоминание греческого огня относится к середине XV века. В 1453 году огромная армия турецкого султана Мехмеда Второго осадила Константинополь. 20 апреля три генуэзских и один византийский корабль вступили в бой со всем турецким флотом. Применение греческого огня принесло победу византийцам и на этот раз — сумели прорваться в бухту Золотой Рог. Взбешённый султан приказывает перетащить свои корабли туда же по суше, в обход железной цепи. Византийские моряки попытались вновь сжечь турецкий флот греческим огнём, но на этот раз их попытка закончилась неудачей. Турки прорвались в город, учинили резню. Византийская империя исчезла с карты мира. Вместе с ней в небытие ушел и секрет греческого огня. Мир перестал нуждаться в нем, овладев тайной пороха и огнестрельного оружия, более дальнобойного и прицельного.