В наблюдениях московских специалистов по морским млекопитающим дельфины разных видов афалины и белухи при совместном содержании в дельфинарии образуют единую стаю и вступают в сложные социальные взаимоотношения, сообщают «Известия».В природе животные общаются прежде всего с представителями своего вида. Конечно, и с другими видами у них устанавливаются определенные взаимоотношения — хищника и жертвы, конкурентов за пищу или за территорию. Но только с сородичами по виду они строят социальные отношения в стае. А если в одной компании принудительно объединить животных близких, но все-таки разных видов? Как они себя поведут? Такой эксперимент ставится сам собой при содержании животных в неволе. Так получилось в Московском дельфинарии, где в одном бассейне содержали совместно дельфинов афалин и белух. В природе они практически не встречаются. А здесь волею человека встретились. Наталья Лазарева из Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), наблюдая за поведением китообразных, обнаружила сложные и интересные социальные взаимоотношения.
Под наблюдением находились два самца афалины 15 и 8 лет, одна самка афалины 10 лет, молодая самка белухи 3 лет и пятнадцатилетний самец белухи. Все они располагались в бассейне размером 33 на 12 метров, где и выгуливались в свободное от выступлений время. Все многочисленные контакты, в которые вступали дельфины, биолог разделила на три типа: контакты для самообороны или защиты, синхронные движения и сексуальные взаимодействия.
Хотя, казалось бы, в бассейне дельфинария защищаться не от кого, животные порой образовывали ярко выраженные группы с целью повышения своей «обороноспособности». Чаще всего они становились крестом рострумами (так называется дельфиний нос) друг к другу. И в составе этого креста были как белухи, так и афалины. Смысл креста в том, что в такой группе животные становятся менее уязвимыми.
Часто дельфины как одного, так и разных видов совершают синхронные движения. Два-три зверя одновременно и согласованно плавают от одного конца бассейна к другому, нарезают круги или выпрыгивают из воды. Иногда биолог наблюдала такую картину: два самца афалины галантно сопровождали самку белухи, которая плыла между ними, или наоборот.
Наконец, сексуальные взаимодействия. Надо сказать, что дельфины занимаются ими далеко не только с целью размножения, их увлекают эротические игры сами по себе. Они могут служить и для поддержания дружеских контактов, и для установления иерархии в стае. Чаще всего один дельфин плывет на животе, а другой — под ним на спине, и оба совершают волнообразные движения телом. Такие игры случаются между животными одного или разного пола, а также и вида. В них замечены: разнополые пары одного и разных видов, однополые пары одного вида и, наконец, самцы белухи и афалины. Единственное исключение — самки белухи и афалины не играли друг с другом — все же разные особи женского пола не захотели сблизиться настолько тесно.
Биологи делают вывод, что в условиях дельфинария белухи и афалины образуют единую стаю, члены которой связаны по-настоящему социальными взаимоотношениями. Кстати, дрессированные дельфины разных видов не конкурируют за еду и не устраивают стычек по этому поводу. Обычно они мирно дожидаются своей очереди.
Так что людям вполне можно поучиться у дельфинов толерантности по отношению к «чужим», с которыми мы, в отличие от афалин и белух, принадлежим к одному виду.