Под таким названием популярный еженедельник «2000» опубликовал статью советника Виктора Януковича Тараса ЧОРНОВИЛА, в которой он анализирует сложившуюся в Украине ситуацию.То, что сейчас на улицах, мне кажется, это определенная грань, после которой нет возврата. И люди «в оранжевом» — одни ее переступили, другие приблизились на рискованное расстояние.
Но тем, кто уже переступил черту, терять нечего. По отношению к ним само понятие «национальная идея» — это наибольший абсурд! Одно ими движет: не идея, а деньги, имущество, много еще чего другого. Так что им сейчас есть что терять.
Они понимают: когда-нибудь любая другая власть поставит вопрос о Госрезерве, о неоплаченных налогах, о привезенных на Кипр огромных бюджетных средствах. Спросит об ответственности за огромные потери резервов, поставит другие вопросы.
В любом случае за это придется ответить. Причем ответить по тем статьям, по которым ни одна правозащитная международная организация не возьмется защищать этих людей. Потому что слишком явная, откровенная уголовщина.
И когда Юлия Тимошенко сейчас делает заявление, что, мол, будем «брать цель», будем «брать» любые учреждения, почту, телеграф и прочее, это понятно почему. Человек сам себя зомбирует для того, чтобы где-то не остановиться, понимая: остановишься — и все. Но она уже за гранью.
Хуже всего с теми, кто оказался перед чертой. Кто эти студенты? Кто эта молодежь? Кто они, пожилые, слушающие уличных ораторов?
Если к тем, к кому я никакого другого термина, кроме как «фашизм», уже и применить не могу, то их «слушатели» на площади похожи на зрителей, которые идут на фестиваль. Или на значимый футбольный матч. Или на гала-концерт. Люди в восторге, экстремальный всплеск адреналина! Экстремальное восхищение! И оно куда-то уходит, если его не подпитывать.
Но люди, которые подошли к грани, еще верят, что те, кто их призывает, несут какую-то истинную идею, а не клевету. Они не знают, что те борются за приз. А приз дает не только возможность взять власть, но и использовать ее максимально в свою пользу.
Придя на площадь, те, кто слушает ораторов, не сомневаюсь, верят, что изменят что-то в стране.
Но они не понимают, что, просто придя на площадь, ничего нельзя изменить. В этой стране можно изменить, только нормально работая и стараясь с приходом нового поколения, которое взрослеет, оканчивает вузы, входит в жизнь, менять взаимоотношения на своем личном уровне. Отношения, которые уже сложились в стране. Кстати, не только за годы независимости, но и те, которые сложились и 20, 30, 40 лет назад в годы брежневщины.
Есть и патовый — ужасный вариант. Это когда, упаси нас Бог от этого, прольется кровь. Но люди, которые вышли на площадь, они же не шли проливать кровь за интересы кого-то. Они просто пришли на прекрасный концерт, где есть прекрасные исполнители, музыканты, которых я сам лично слушаю.
Те же, кто стоит на сцене, не нуждаются в высокой идее этих людей. Вот это самое страшное. Колоссальный моральный разрыв. Я не могу бросить обвинение в адрес тех, кто стоит на площади. Просто не могу. Хотя и понимаю: они не правы.
Тогда, когда была идея, когда мы призывали для смены власти ради идеи, я сам был в оппозиции. А теперь — за мифом, за буддистскими цветами, которые использовал Ющенко, за идеологией «шамбалы», которая с той трибуны на площади провозглашается, за этим атрибутом пошли многие и многие тысячи.
Я могу только в этом бросить укор, что люди молодые слишком мало думали тогда, когда решили реализовать метод уличной демократии как свой выбор.
Ющенко проиграл выборы из-за того, что у него действительно не было идеи, а была лишь погоня за призом, когда проиграл из-за того, что не сумел объединить всю Украину, не сумел противопоставить ничего конкретным действиям той же власти, проиграл из-за того, что на нем груз всех прошлых ошибок этой же власти, включая позорнейшие, страшные — и гибель Гонгадзе, и гибель Вячеслава Чорновила.
За это он несет определенную, причем прямую ответственность.