Любовь случается с человеком не в 16 лет, как пишут классики, а в любой момент с тех пор, как ребенок научился ходить и говорить. Психологи считают, что именно от реакции родителей на первое увлечение будут зависеть ваши дальнейшие взаимоотношения. Если ваше поведение соответствует ожиданиям крохи, то и в дальнейшем он со своими проблемами будет приходить к вам, как к старшему другу и советчику. В противном случае вы рискуете навсегда потерять доверие своего ребенка. Для родителей первая любовь ребенка — это своеобразная проверка на прочность. Психологи выделяют четыре возраста детской любви: дошкольник, младший школьник, подросток и старшеклассник. И если в «ясельном возрасте»дети очень часто меняют объект своей любви: вчера ему нравилась одна девочка, завтра — другая, послезавтра — третья и так до бесконечности, то в школе все происходит гораздо сложнее.- Школьная влюбленность имеет один важный момент — она не остается независимой от традиции оценивания, которой пронизана школьная жизнь. Если в младших классах положение ученика в классе в основном зависит от его учебных успехов, то в подростковых классах положение меняется. В подростковых классах учащиеся, борясь за свое положение среди одноклассников, стремятся выработать независимую систему взаимооценок, не ориентирующуюся на школьную успеваемость, на мнение учителей и родителей. Если в подростковом классе мальчик или девочка вызывает симпатии у части класса, имеющего противоположный пол, то его (ее) общий статус в классе значительно повышается. Успеваемость оказывается второстепенным или третьестепенным признаком, который создает популярность, — считает школьный психолог Шихматова Елена Борисовна.
— Как проявляются первоначальные симпатии?
— Первоначальные симпатии обычно визуального характера — «гляделки друг на друга»; к ним добавляются усмешки, комментарии и мечты. Особенно стеснительные подростки и старшеклассники уходят в мир сладких грез. А противоположная сторона может даже не догадываться о своей роли в этих сюжетах. Реальное общение в этом случае может вызывать стеснение, опасливость. Любовные переживания превращаются в страдания из-за боязни быть отверженным, высмеянным, быть неуклюжим, не отвечать идеалу мечтаний другой стороны. Желание влюбиться и боязнь дальнейших отношений прежде всего связаны с ответом на вопрос: а как я буду выглядеть в глазах окружения? Психологи говорят, что школьная любовь в значительной степени эгоцентрична, т.е. ориентирована на самого себя, а не на другого. Влюбленность лица противоположного пола заставляет чувствовать себя уверенно — самооценка повышается.
Если в классе появилась «парочка», если их можно отнести к категории «красавец и красавица» (как в сказках), а в классе есть еще интеллектуальный интерпретатор их отношений (он вслух, с подковыркой, с шуткой и немножко с завистью обращает внимание класса на подробности их отношений), то в классе начинается бум влюбленности. Эту ситуацию сравнивают со шквалом моды или с эпидемией гриппа. Школьники преодолевают барьер стеснительности в проявлении своих отношений, ведь уже есть образцы поведения — первая пара.
— А если у одной из сторон любовь проходит?
— Когда у одной из сторон любовь проходит, другой стороне очень трудно в это поверить, а главное — больно. Прощание с любовью пока не является типичным в личном опыте подростка или юноши. Ведь любовь родителей безусловна — они любят своего ребенка со всеми его особенностями. Ситуацию прощания с любовью можно сравнить с болезнью. Болезнь может протекать в легкой, средней и тяжелой, смертельно опасной форме. Тогда люди делают глупые, непоправимые ошибки. Болезнь по имени «несчастная любовь» обычно обрушивается на открытую душу, на наивный жизненный опыт. У молодого человека еще нет иммунитета против нее, кроме врожденных защит типа эгоизма, присущего каждому, способности переключаться на другое и забывать. В состоянии души могут возникнуть с равной вероятностью два состояния: «иммунитет» и «подсадка».
«Иммунитет» дает возможность выживания в следующих подобных ситуациях. Первый отрицательный опыт дает возможность «не наступать снова на одни и те же грабли» или уже использовать определенные приемы отключения от неприятного состояния, когда тебя бросают или когда отношения просто не сложились.
При «подсадке» человек снова и снова ищет похожие ситуации. Их окончание оказывается таким же неприятным и болезненным, как и в первый раз, но он снова совершает сходные ошибки. Такое поведение сродни «подсадке» наркомана — знает, что ничего хорошего не выйдет, но повторяет вновь и вновь одни и те же поступки.
— Как излечиться от несчастной любви?
— Люди не придумали ничего лучше в таком случае, как все силы направить на «выздоровление». Иногда можно просто погрустить под музыку. Полезно вспомнить об учебе, которую часто запускает влюбленный. А кроме учебы может быть еще много интересных дел!
На Востоке есть такая мудрость: «Прежде чем влюбляться, научись ходить по снегу, не оставляя следов». Действительно, серьезные отношения людей требуют опыта и мудрости. Взрослые пытаются активно вмешиваться в любовь своих детей, особенно если они — школьники. Страх родителей перед негативными последствиями влюбленности своих детей (которые запускают учебу, страдают — это лишь малая толика их возможных проступков) приводит к тому, что основная стратегия действия — запрет или язвительные комментарии в адрес объекта поклонения. А юному влюбленному очень нужны сочувствие, принятие его чувств. Статистика психологических исследований говорит о том, что культура родительского поведения в отношении своего влюбленного ребенка крайне низка. Родители не умеют разговаривать о любви своего ребенка, так же, как он сам вслепую ищет дорогу, не имея опыта в отношениях с противоположным полом. Поэтому чаще всего сочувствуют и сопереживают друг другу сверстники. Советы легче получить у нейтральной стороны: у матери подруги или у психолога, потому что они не будут панически бояться слов «мой ребенок влюбился».