Через анти-Ющенко» к альянсу ради большинства»

Виктор Медведчук, имея пару лет назад один из самых высоких рейтингов в стране (свыше 10%), в 2002-м отошел от публичной политики, сосредоточившись на работе в президентской Администрации.Работая главой АП, Виктор Владимирович во многом принял на себя поток критики, связанный с президентской властью вообще и лично Леонидом Кучмой, в частности. Приложили руку к демонизации Медведчука и его оппоненты из бывшей оппозиции, в первую очередь из правонационалистического лагеря г-на Ющенко.

Впрочем, в Украине должность главы АП еще никому не приносила особых дивидендов в плане политической популярности. Стоит вспомнить тех же Табачника и Литвина — в каких черных красках рисовали их фигуры, их деятельность! Однако после ухода с указанного поста нормализовывалась и общественно-политическая атмосфера вокруг них. Литвин, к примеру, теперь ходит едва ли не в самых главных демократах Украины, хотя если обратиться к высказываниям ющенковцев двух-, трехлетней давности, то Владимир Михайлович был едва ли не главным врагом этой самой демократии.

Совершенно очевидно, что с уходом Виктора Медведчука из АП значительно уменьшатся поводы для нападок на него. Наоборот, теперь уже он сможет комментировать деятельность оппонентов, раздавать им оценки с весьма выгодных позиций стороннего наблюдателя. Стороннего наблюдателя в отношении власти, но не политического процесса в Украине — Медведчук, вне всякого сомнения, останется одним из ключевых его игроков.

Собственно, в этом мало кто сомневается — как сторонники, так и оппоненты. Показательно, что ни в одном комментарии относительно предстоящего ухода Виктора Медведчука из АП нет ни слова об уменьшении его политических возможностей. Хотя, сравнивая комментарии (и сегодняшние, и прошлые) в отношении большинства отставников, всегда можно найти мотив «потеря должности означает потерю влияния» (для некоторых — вообще уход в политическое небытие). С лидером СДПУ(о) — не тот случай, ибо Медведчук — самодостаточный политик, который никогда не был «при должности», наоборот — должность была «при нем» как инструмент, дополнение, довесок (хотя и не всегда со знаком «плюс») к нему самому.

К тому же, учитывая ситуацию в Украине, уже сам уход из АП добавляет возможностей в политическом плане (тем, что снижает поток критики), открывает поле для политического маневра (государственная должность не связывает руки) и публичной партийной деятельности.

Оппоненты Виктора Владимировича своими нападками противопоставили и позиционировали его, как антипода г-на Ющенко. До какого-то момента это играло на руку Ющенко, ибо он не нес ответственности за негатив власти, последний ложился (оппоненты перекладывали) на Медведчука как на основной объект критики «нашеукраинцев». Но сейчас, когда вся ответственность на плечах г-на Ющенко, Виктору Медведчуку имидж главного «анти-Ющенко» весьма комфортен во всех отношениях.

Во-первых, фактически антиющенковское электоральное поле достигает 50% — есть где работать. При этом есть и потенциал роста этого поля — на основе нынешних завышенных ожиданий части населения от Ющенко.

Во-вторых, поменялись роли: ответственность за действия власти (с неизбежными ошибками и просчетами включительно) лежит уже на Ющенко. И быть его главным оппонентом, не несущим ответственности за негатив власти, но с широкими возможностями для критики политически выгодно. Остается только умело этим воспользоваться.

В-третьих, Виктор Медведчук и СДПУ(о) как оппозиция Ющенко, как критики «режима» будут смотреться логично, ибо эта многолетняя последовательная линия партии и ее лидера Медведчука и СДПУ(о) не дает повода заподозрить их в квазиоппозиционности к режиму Ющенко (в чем, к примеру, можно упрекнуть самого Виктора Андреевича по отношению к «режиму Кучмы»).

За Медведчуком, кроме личных «бойцовских» качеств и большого опыта политической борьбы, стоит весьма мощная и структурированная партия (плюс ко всему широко узнаваемы и ряд лиц, представляющих ее). Высок и ресурсный, финансовый, медийный потенциал, стоящий за СДПУ(о). Социал-демократы объединенные, дважды самостоятельно преодолевшие парламентский барьер, наверняка станут одним из главных субъектов на выборах-2006.

На самом ближайшем этапе необходимы своего рода «инвентаризация» партийных структур и проведение «чистки» партии — избавление от примазавшихся попутчиков. Что уже происходит как в парламенте, так и вне его. При этом стоит отметить, что, оказавшись в условиях политического переформатирования, СДПУ(о) весьма достойно выглядит в этой ситуации. Особенно наглядно это проявляется на фоне, скажем, тех же «трудовиков» г-на Тигипко, от фракции которых практически ничего не осталось.

Вопрос: пойдут ли эсдеки снова самостоятельно либо в блоке, скажем, с «регионалами» — своими естественными союзниками, исходя из программных установок, совместной работы в Кабмине двух последних лет и, конечно, президентских выборов, где СДПУ(о) оказалась едва ли не единственным верным союзником лидера «регионалов» Виктора Януковича, прошедшим с ним до конца?

Поле для маневра имеется. Видимо, многое будет зависеть от того, доживет ли политреформа до 2006-го (и в каком виде — с Законом о выборах депутатов включительно). В лагере Ющенко есть желающие пересмотреть итоги голосования от 8 декабря (как и закон, согласно которому пройдут будущие парламентские выборы).

Самим фактом того, что в конце концов состоялось голосование по политреформе, которую лоббировал Виктор Медведчук, были ослаблены позиции г-на Ющенко. Принятие «пакета» 8 декабря со стороны ющенковцев было во многом вынужденным шагом, сделанным ими под влиянием процессов, происходивших в тот момент. Однако его (голосования за политреформу) никогда бы не было, если б конституционные изменения не были среди ключевых факторов всей политической жизни Украины, а в этом, безусловно, одну из ведущих ролей сыграл Виктор Медведчук.

Кстати, надо отдать должное Медведчуку и в том, что общественно-политическое противостояние ноября-декабря не вылилось в нечто разрушительное для страны. Ранее оппоненты Виктора Владимировича развивали тезис о том, что политреформа задумана им как некая «каверза» против оппонентов… События с выборами показали насущный характер необходимости конституционных изменений. И главное: а что было бы, если бы тема политреформы все это время не фигурировала, если бы не было в наличии законопроекта, прошедшего парламент, одобренного Конституционным судом? На основе чего искали бы общественный консенсус? Какой «пакет» голосовали бы 8 декабря? Куда «выпускали бы пар»? Фактически антикризисный менеджер Виктор Медведчук и заложил основу, механизм для выхода из того кризиса, который разразился в связи с выборами, кризиса, надо сказать, весьма прогнозируемого задолго до самих выборов.

Заявив о возможном пересмотре политреформы, ющенковцы тем самым инициировали процесс в ее защиту, ослабляя единство внутри своих рядов (недовольство СПУ очевидно) и консолидируя лагерь своих оппонентов (как центристов, так и левых), открывая им перспективы для критики Ющенко в плане непоследовательности, авторитаризма и покушения на демократию.

Совершенно очевидно, что в вопросе доведения политреформы до логического конца будет востребован и лично Виктор Медведчук как мастер управления процессами, и СДПУ(о) в целом. Защита политреформы — достаточное поле для политического утверждения, поиска и привлечения на свою сторону партнеров (хотя бы тактических).

Если же политреформа состоится, то блокирование СДПУ(о) с «регионалами» будет тем более логично. Скажем, ранее политическая сила, отправляясь в парламент, не могла претендовать на то, чтобы формировать правительство во главе со своим премьером. Проголосованные же конституционные изменения это предполагают. Имеет смысл заранее согласовывать свои позиции с партнерами, формировать мощный блок, претендующий на завоевание большинства мест (или близкого к этому результата) с перспективой формирования своего правительства. Возможно, блок партий мог бы идти на выборы-2006 сразу же и с готовой кандидатурой премьера (во многих парламентских республиках Запада так и происходит). Иными словами — провести парламентскую кампанию-2006 как нечто среднее между президентскими и парламентскими выборами («премьерские выборы»).

Так или иначе, СДПУ(о) и «Регионы Украины» будут координировать свою деятельность. К тому же предстоят партийные выборы не только в центральный законодательный орган, но и в местные советы. А в ряде регионов альянс СДПУ(о) — «Регионы Украины» вполне способен завоевать большинство. Что в свою очередь, безусловно, скажется на влиянии этих сил и в общеукраинском масштабе. (Видимо, именно этот момент принимали во внимание «нашеукраинцы», настояв, чтобы из проекта политреформы была исключена норма о назначаемости губернаторов парламентом — испугались перспективы получить вкупе с «чужим» облсоветом еще и «чужого» губернатора).

Имея хорошую во всех отношениях базу для активной работы в оппозиции, эсдеки, судя по всему, ожидают завершения ряда развивающихся ныне процессов — имя премьера, состав правительства, формирование большинства в ВР, более четкой определенности курса, который намерена проводить власть во главе с Ющенко. Как только будет внесена ясность, можно переходить в политическое наступление, в ходе которого и осуществить четкое позиционирование СДПУ(о).

Еще один вопрос, который живо обсуждается: вернется ли к руководству фракцией Виктор Медведчук через довыборы в одномандатном округе? Или же будет управлять партией и подготовкой к выборам-2006 вне парламента? Видимо, возможны оба варианта. Выбор у него есть. С одной стороны, парламентская трибуна — неплохая площадка для публичной активности. С другой — выборы совсем близко, а недостатком внимания со стороны СМИ Виктор Владимирович обделен явно не будет. Да и многое зависит от того, какую задачу, какой план действий на данном этапе определит лидер СДПУ(о) сам для себя.

Другие статьи этого номера