Кабмин продолжает регулировать цены на внутреннем нефтерынке.
«Что касается Украины, то специалисты предсказывают, что в 2005-м торговля нефтепродуктами в нашей стране станет цивилизованной. Объем транспортировки нефти увеличится, поступление налогов от продажи ГСМ вырастет, а цены на горючее больше не будут регулировать нерыночными способами. Одновременно НПЗ планируют приступить к масштабной реконструкции производства, которая позволит начать выпуск топлива европейского качества. Операторы рынка нефтепродуктов положительно оценили смену КМУ».
Это выдержка из экономического обзора, составленного на основе информации «Деловой недели» и Bin Inform и опубликованного в нашей газете 16 февраля. Теперь можно сказать, что специалисты в предсказаниях несколько ошиблись да и операторы нефтерынка наверняка не прочь пересмотреть данную ранее оценку.
К первым 100 кабминовским дням Министерство экономики внесло изменения в свой же приказ «Об установлении предельных уровней оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензины моторные». Другими словами, цены на нефтепродукты поднялись на 1,4 — 8,7% (дизельное топливо — 2,99 грн/л, бензин марки А-95 — 3,20, марки А-92 — 2,99, марки А-76 (80) — 2,85 грн/л). И такими они будут, как уверяет Минэкономики, до 1 июня текущего года. Дальше видно будет. Однако предполагать, что произойдет снижение, не приходится. Об этом свидетельствуют как мировые тенденции, так и собственная история: у нас, поднявшись, цены не опускаются.
Уже в пятницу был зафиксирован новый взлет розничных цен на автомобильное топливо практически во всех регионах Украины. Но и это не спасает. Как свидетельствуют данные из регионов, почти на всех заправках ощущается дефицит бензина марок А-95 и А-92, на многих АЗС продажа осуществляется лишь по безналичному расчету, а на отдельных АЗС бензин не реализуется вообще. В Днепропетровске и вовсе на АЗС в свободной продаже бензин А-95 отсутствует и реализуется только по талонам. До нас пока талонная система, слава Богу, не дошла.
Свои комментарии по поводу повышения цен, а также причин, их вызвавших, уже выдали ответственные товарищи с министерскими портфелями и без оных.
«Идет сознательное прекращение поставок нефти в Украину, хотя все контракты оплачены… Россия вынуждает находить нетрадиционные пути, потому что нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть полностью все необходимые соглашения», — заявила в субботу Тимошенко. По мнению Юлии Владимировны, российские компании, поставляющие российскую нефть в Украину, пытаются оказывать давление на новую власть, навязывая ей свои условия.
Впрочем, поиск «невестки» для нас не новость. После резкого роста цен на нефтепродукты в конце марта — начале апреля правительство обвинило российские нефтяные компании, работающие на украинском рынке, в монопольном сговоре. Вот тогда-то оно и разрешило Минэкономики ввести предельные оптово-отпускные и розничные цены на нефтепродукты.
«Отсутствие бензина А-92 и А-95 на украинских АЗС — это следствие зависимости Украины от России, которую надо немедленно разорвать. Это следствие ориентации предыдущих правительств Украины на российский рынок, которым фактически руководило российское правительство через назначенных им олигархов. И это будет продолжаться до того времени, пока Украина не станет энергетически независимым государством», — заявил депутат Верховной Рады Александр Чорноволенко.
Министр топлива и энергетики Иван Плачков считает обоснованным решение Министерства экономики о повышении цен на дизельное топливо и бензин. Однако огульно и во всем обвинять Россию, обеспечивающую потребности Украины в нефти, не спешит. По его словам, колебание цен на горючее обусловлено рядом факторов. В первую очередь это связано с тем, что 15 мая не удалось сдать в эксплуатацию Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, который был на реконструкции. Он будет в строю только 25 мая. «Именно поэтому, — говорит Плачков, — мы, к сожалению, ожидаем отпуска нефтепродуктов только в первых числах июня. Что значительно повлияло в целом на баланс светлых нефтепродуктов, и поэтому необходимо было корректировать в целом баланс».
Он отметил, что, хотя Россия приняла решение об увеличении ввозной пошлины на нефть, причины этого сугубо экономические. «Это колебание цен на мировом рынке нефти». «Если с 1 февраля по 1 апреля в этом году цены были подняты с $ 83 до $102,6 за тонну, то на сегодня она поднялась до $136,6», — сказал Плачков.
Ну а третьей причиной министр назвал то, что не был за-гружен Херсонский НПЗ из-за старого оборудования. Кроме того, по его словам, с 7 по 11 мая произошел сбой прокачки нефти на Кременчугском НПЗ. Сейчас объемы восстановлены.
Глава представительства АО «Мажейкю Нафта в Українi» Игорь Майстренко со ссылкой на проведенный компанией анализ высказал мнение, что при сложившейся сейчас цене на нефть цена украинского бензина марки А-95 на АЗС должна составлять 3,30 грн/л, а импортного — 3,55-3,60 грн/л. «Правительство создает вид кипучей деятельности, все больше демонстрируя непонимание того, что происходит. 50 дней в Украине никто не знает, как считать акцизный сбор; смешные попытки регулировать рынок могут привести к тому, что нефтепродукты исчезнут совсем», — сказал он, подчеркнув, что в мае Украине не хватает приблизительно 50 тыс. тонн нефтепродуктов, поэтому «регулируй — не регулируй все равно бензина будет не хватать».
Сегодня премьер-министр подчеркивает, что правительство сделает все необходимое для того, что бы стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов. «Через несколько недель все упорядочится», — заявляет Тимошенко, намекая на возможный выход из положения, каким правительству видятся закупка казахской и прикаспийской нефти и импорт нефтепродуктов, а также намерение через месяц повысить мощность Кременчугского НПЗ с 600 до 900 тыс. тонн нефтепродуктов.
Хочется верить, что разрешение кризисной ситуации все же будет. Однако больше веришь календарю и народным приметам: скоро курортный сезон — пора ежегодного повышения цен.
Вас шокирует очередной взлет стоимости нефтепродуктов?
Григорий АЛЕКСАНДРОВ, водитель:
— Иначе как беспределом нынешнее положение с ценами на бензин не назовешь. Только две недели назад правительство предупреждало о строгих мерах в отношении тех, кто будет торговать дороже трех грн за литр горючего. Но что делается на самом деле? Практически везде стоимость выше трех грн. А если чуть меньше, то это только по безналичному расчету. То есть богатым предприятиям выдают талоны за перечисленные средства, и они их «отоваривают». А водители личных авто остались с носом.
Борис, оператор АЗС:
— Очень волнует ситуация, которая сложилась на рынке нефтепродуктов. Практически ничего не можем сделать с ценой на горючее. Только что вернулся из Симферополя, там АЗС не торгуют по безналу. А нам зачем безналичная оплата? Когда выезжал из Симферополя, то заправил полный бак бензином и взял в запас, так как в Севастополе это стало проблемой, хотя я и сам работаю на АЗС. Нам тоже надоело выслушивать недовольство водителей. До каких же пор это будет продолжаться?
Сергей ТКАЧУК, механик:
— Всегда говорили, что цены растут, потому что растет доллар. А теперь доллар упал. А цены снова подрастают. Такая вот парадоксальная логика нашего рынка.
Алексей Иванович, водитель:
— Все время нахожусь в напряжении: что нового выкинут правительства Украины и России в отношении стоимости нефтепродуктов? Это один из стрессов, который сопровождает уже несколько лет, не дает покоя.
Владимир Евгеньевич, строитель:
— Разве что после войны мои родители были научены брать все впрок. К сожалению, то же происходит с горючим. Видимо, придется запасаться.
Лариса Васильевна, инженер:
— Моя точка зрения такая: нет стабилизации цен на горючее. Надеемся, что правительство, как и обещало на майдане, все же стабилизирует ситуацию.
Елена БОЙЧЕНКО, студентка:
— Если мы так зависим от России, не пора ли подумать о доставке нефтепродуктов обходным путем — через Кавказ?
Анна Михайловна, педагог:
— Слышала, что держатели больших запасов нефти в регионах Украины стали в позу: решили объявить бойкот. У правительства должно быть достаточно рычагов, чтобы с таким же рвением, как идет деприватизация, скажем, «Криворожстали», вести обуздание цен на горючее.