Не проходит ни одного аппаратного совещания госадминистрации, чтобы на нем не говорилось о санитарной очистке города и вывозе мусора. Обсуждение этой проблемы приняло затяжной характер, и создается впечатление, что местные органы власти кардинально решить ее пока не могут. И дело не только в недостатке финансовых средств и уборочной техники, но и в том, что севастопольцы утратили былую общественную культуру, смирились со свалками на центральных улицах и площадях.
Мы перестали замечать, что на стенах домов, на столбах, стволах деревьев расклеивается реклама, придающая Севастополю вид базарного неряшества и убожества. Если в недавнем прошлом днем расклейщики опасались лепить рекламу где придется, то теперь она «выстреливается» тысячными тиражами. И хотя на каждом объявлении есть адрес и телефон, рекламист знает, что ни из отдела благоустройства коммунальной службы, ни из районной госадминистрации не потревожат его вопросом, почему он осмеливается оповещать севастопольцев о своем бизнесе таким образом. Что касается облика города, то шибко предприимчивому человеку, исповедующему приоритет личных интересов над общественными, на него наплевать.
Безусловно, вносят свою лепту в мусорную проблему приезжие, за счет которых летом население города удвоилось. Но мы ведь сами провоцируем их на пренебрежение правилами бытовой культуры. Вот отдыхающий сходит с поезда и направляется в город. Он идет по вдрызг разбитому асфальту железнодорожного мостового перехода, который приводит к остановочному павильону общественного транспорта с сидящими на лавочке торговками семечками, имеющими вид то ли бомжей, то ли беженцев. Их спины прикрыты от сквозняка кусками истрепанного картона.
Следуя дальше, приезжий упирается взглядом в бетонную опору, украшенную объявлениями, поверх которых наклеен призыв продать свои волосы дорого. К остановочному павильону примыкают так называемые малые архитектурные формы в виде двух затрапезных ларьков, окаймленных обрывками разноцветных упаковок. Бетонный пол павильона представляет собой нечто невообразимое, именуемое в просторечии «сам черт ногу сломит». Согласитесь, что все это настраивает человека на определенный стиль поведения в городе-герое.
В дальнейшем, познавая его красоты, отдыхающий, к своему удивлению, натыкается на булыжники, разбросанные на тротуарах. Днем булыжники используются для повышения устойчивости полотняных палаток, а вечером становятся ловушками для граждан, глазеющих по сторонам и теряющих на отдыхе осмотрительность.
Газета неоднократно писала обо всем этом, но никакого результата не последовало. Та же короста объявлений на столбах и стенах, те же булыжники на тротуарах и те же парни моют машины на городских площадях. Ну как тут не вспомнить народное присловье: «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят».