В 1994 году на улице Ленина открылся первый продовольственный магазин компании «Ален». В городе это было довольно рядовым событием, тем более что рядом находились другие торговые точки, к которым покупатели уже привыкли. Но вскоре они по достоинству оценили хорошее качество товаров, приемлемые цены и обходительность продавцов-консультантов нового магазина и стали отдавать ему предпочтение. Сегодня «Ален» владеет сетью розничных торговых центров, которые на слуху у жителей города. Наш корреспондент встретился с директором «Алена» А.А. Волковым и попросил его рассказать о принципах организации и развития фирмой торгового бизнеса.
— Андрей Александрович, как удалось добиться такой популярности и растущего числа постоянных покупателей?
— Да, мы начинали с небольшого магазина. Теперь у нас восемь торговых точек. В их числе супермаркеты на проспекте Генерала Острякова, на улицах Шевченко и Шабалина, универсам "Для экономных" на Соловьевском рынке. На днях начнет работать супермаркет на улице Борисова с торговой площадью в две тысячи квадратных метров. Сначала открывали магазины в давно построенных и довольно тесных помещениях, которые приходилось реконструировать. Это не позволяло в полной мере реализовать нашу идеологию торгового дела. Такая возможность, правда не в полной мере, представилась в нашем первом супермаркете на проспекте Генерала Острякова. Там раньше находился рыбный магазин "Океан". Мы модернизировали его служебные помещения, обновили торговое оборудование, расширили ассортимент. Одновременно изучали потребительский спрос, проводили рекламные акции. В результате у магазина появились постоянные покупатели. Тогда мы окончательно пришли к выводу о целесообразности строительства своих крупных торговых центров во всех микрорайонах города.
— Строительство — довольно хлопотное дело, тем более что генподрядчик нередко затягивает сроки выполнения работ.
— Мы предвидели это и делали все от нас зависящее, чтобы не было никаких сбоев. Пока идет строймонтаж, закупаем отделочные материалы, торговое оборудование, изучаем динамику городского рынка торговли, проводим встречи с потенциальными покупателями. Существенным моментом явился выбор проекта супермаркета, сориентированного на его высокую функциональность и создание для покупателей максимальных удобств. В это трудно поверить, но строительство торгового центра на улице Борисова заняло меньше четырех месяцев. Вряд ли в городе есть хоть один объект, построенный в столь короткий срок.
Но я хотел бы сказать вот о чем. Магазин — это не только стены и помещения. Магазин — это прежде всего его покупатели. По моему убеждению, торговый бизнес нельзя сводить к известной связке: товар — деньги — товар. Надо исходить из того, что покупатель — главная фигура, интересам которой должен быть подчинен весь процесс, связанный с производством потребительских услуг. "Ален" затрачивает немало средств для создания покупателям комфортной среды не только в магазине, но и за его пределами.
Мы на это идем исходя из того, что люди привыкают к сложившейся среде обитания и настороженно, а порой даже враждебно воспринимают всякое вторжение в нее со стороны. Мы считаем обязательным заранее информировать население о своей новостройке, о том, как она повлияет на его жизненный уклад. Согласитесь, такой подход к делу — это проявление элементарного уважения к людям. Мы не вламываемся в их привычную жизнь, а стараемся установить с ними добрососедские отношения. Вот в благоустройство территории вокруг супермаркета на улице Борисова "Ален" вложил около 100 тысяч гривен. Уверен, что эти затраты со временем окупятся, когда наши покупатели будут считать этот супермаркет своим магазином.
Не будет преувеличением, если сказать, что он позволит решить задачу городского масштаба, поскольку даст возможность людям удовлетворять свои потребности в продуктах первой необходимости по месту жительства и не терять время на поездку за ними в центр и другие районы города. Считается, что человеку для полноценной жизни необходимо 67 наименований продовольственных товаров. В каждом из наших супермаркетов несколько тысяч наименований продуктов, поэтому мы с полным основанием можем утверждать, что магазины "Ален" — это магазины для всей семьи.
— В народе сложилось довольно устойчивое убеждение, что чем больше магазин, тем более высокие в нем цены. Обыватель супермаркетов просто побаивается.
— Относительно торговой сети "Ален" могу сказать, что такое опасение безосновательно. И вот почему. За счет большого оборота товара мы имеем возможность удерживать цены ниже рыночных. Кстати сказать, наша торговая сеть — одна из самых крупных в Украине и занимает по объему товарооборота двенадцатую рейтинговую позицию в стране.
— В городе более 30 рынков. На них севастопольцы приобретают 70 процентов продуктов и многие обходятся без супермаркетов.
— Завсегдатаев рынков с каждым днем становится все меньше. Люди не хотят мириться с обвесами и обсчетами и понимают, что купленное с земли, с прилавка или в ларьке может быть весьма сомнительного качества. Несмотря на политические катаклизмы, нельзя не признать, что уровень жизни людей постепенно повышается. Обратите внимание на то, что еще пять-шесть лет назад многие удовлетворялись тем, что реализовывалось в железных ларьках. Теперь их можно найти разве что на окраинах города, а основная масса железных восьмигранников пошла на переплавку. Люди перестали в них отовариваться, опасаясь нарваться на просроченный товар. Торговля — одна из тех сфер производства услуг, в которой происходят большие изменения качественного характера, которые во всех странах ускоряют процесс их выхода из кризиса.
— Андрей Александрович, еще недавно мы восторгались импортным товаром. С развитием в цивилизованной Европе генной инженерии и появлением так называемых модифицированных овощей и фруктов отношение к заморским продуктам стало более чем настороженным. Какой процент в ассортименте «Алена» составляют импортные продукты?
— У нас более 90 процентов товаров от национального производителя. За рубежом закупаем только элитные марки коньяка, рома, продукцию, которая в Украине не производится, но пользуется спросом.
— Андрей Александрович, розничная сеть «Ален» включает в себя 8 магазинов. Этого достаточно для стабильного ведения бизнеса?
— Надо иметь в виду, что бизнес подобен езде на велосипеде: стоит перестать крутить педали, как теряешь устойчивое равновесие. Бизнес может быть стабильным лишь при условии его поступательного развития. Мы планируем открыть в городе еще несколько супермаркетов. Результаты проведенных маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что наиболее предпочтительными местами их строительства являются проспект Октябрьской Революции, Стрелецкая бухта и проспект Победы. Тем самым будет поэтапно решаться задача размещения в каждом микрорайоне супермаркета. Как и прежде, открытие больших торговых площадей у нас будет сопровождаться более полным удовлетворением потребностей покупателей в уже существующих наших магазинах. Эту качественную составляющую торгового бизнеса я считаю важным элементом его стабильного развития.
В заключение хочу пригласить севастопольцев в супермаркет "Ален" на улице Борисова. О времени открытия нового торгового центра мы заранее сообщим в средствах массовой информации.