В известной советской комедии героиня говорит такие слова: «Ошибки учителей не так заметны, но они обходятся людям не менее дорого, чем ошибки врачей».
За пятнадцать лет независимости украинское образование исчерпало весь свой запас прочности, сформированный в советские времена. Новости в газетах одна другой грустнее: затраты на обучение детей легли на плечи родителей, учителя пошли торговать на рынки, а дети сидят на уроках в неотапливаемых классах.
О том, что изменилось в этой сфере с приходом нового министра, рассказал министр образования и науки Украины Станислав Николаенко во время своего недавнего визита в Севастополь.- И педагоги, и родители возлагали большие надежды на то, что новая власть в конце концов возьмется за образование. Какие ваши достижения за 2005 год?
— Были сделаны первые серьезные шаги навстречу Учителю. Впервые мы можем констатировать, что вакансий в школах практически нет. Это касается не только Киева, но и сельских районов. Учитель вернулся в класс.
— Из-за зарплаты?
— Подняли и зарплату, и престиж этой профессии. Средняя зарплата учителя сейчас составляет около 750 гривен, в высшей школе — 1350 гривен. Более того, с 1 января состоялось еще одно повышение — на 8%, с 1 апреля — еще одно и третье — в конце года. Вообще рост заработной платы учителя в 2006 году будет на 25% при планированной инфляции 8-9%.
У нас сейчас сложилась ситуация, что в школе работает старшее поколение и младшее. То есть к тем заслуженным учителям, которые не захотели оставлять профессию даже во времена кризиса, прибавились молодые выпускники. Среднее поколение учителей, к сожалению, мы потеряли в 1990-х.
Сейчас мы стимулируем молодежь идти учительствовать. Скажем, идешь в пединститут — тебе стипендия на 10% больше. А если еще на сложные предметы, например на математику, то можно получить доплату еще 20% к стипендии.
— Можно поставить знак равенства между нынешней и советской системами образования?
— Мы предлагаем не "социалистическую" модель образования, а национальную. Советская система была безальтернативной, и это ее беда. А мы исповедуем демократические ценности. Вот кому нас можно противопоставлять, так это либералам. На мой взгляд, образование никогда не сможет развиваться полноценно, если не сделать поворот от либеральной экономики к социальной.
— Что вы имеете в виду?
— Статья 61 закона "Об образовании" предусматривает выделение на образование не меньше 10% внутреннего валового продукта. Сейчас мы имеем 6,4% ВВП — то есть 33 млрд гривен на образование. Для сравнения: в 2004 году эта сумма составляла 18,9 млрд, то есть 5,1%. Как видим, есть положительная динамика, но и этого мало.
Посмотрите, сегодня через бюджет распределяется 28-29% национальных богатств Украины. А если учесть, что половина экономики находится в тени, то эта цифра вообще уменьшается до 15%. Как в такой либерализованной системе реализовать конституционные права граждан на образование? Как распределить 15% на все — и на пенсионеров, и на учителей, и на медиков, и на библиотекарей, и на коммунальщиков, и на военных?
Не родители должны финансировать образование, а государство, бизнес, местная власть.
— Вам тяжело работать в правительстве с либералами?
— Иногда да. Вот возьмем науку. У нас она существует отдельно от производства. Я предлагал предоставить налоговые льготы предпринимателям, которые бы использовали украинские научные достижения. Так мне начали говорить, что это "потери для бюджета"!
— Может, вопрос стоит иначе: почему наша экономика не нуждается в инновациях?
— Олигархическая экономика, которую мы сейчас имеем, в самом деле не требует инноваций. Самая большая прибыль получается от экспорта товаров низкой обработки, сырья. В переработке этой продукции интеллект не задействован.
Надо отдать должное, что новая власть постепенно разрушает эти олигархические схемы. И бизнес постепенно будет обращаться к науке, так как ему надо создать конкурентоспособный продукт, чтобы продать его за границу.
— Вы говорите о том, что надо учить умных, а не денежных. Но могут ли умные поступить в университет, если вокруг только платное обучение?
— В 2004 году бюджетный заказ ограничивался 38% мест в высших учебных заведениях. В прошлом году эта цифра выросла до 57%. Фактически мы "забираем" на бесплатное обучение всех абитуриентов. В 2005 году из школы вышло 479 тысяч выпускников, а бесплатных мест было 140 тысяч в университетах, 88 тысяч в техникумах и 190 тысяч в профтехобразовании. Я горой буду стоять за бесплатное обучение.
— Как вы относитесь к получению диплома ради диплома? Если выпускник университета не идет работать по специальности?
— Главное для нас — ребенка приучить учиться, дать хорошую систему знаний. И в Европе нет правила, по которому окончил высшую школу — и идешь работать по специальности. Ты можешь изменить специальность, доучиться. Вложенные средства в образование никогда не пропадут напрасно.
Представьте, что завтра мы уничтожим для людей возможность учиться. Сейчас мы тратим 2-3 тысячи гривен в год на подготовку ученика профтехучилища, 3 тысячи на студента техникума и 5 тысяч в год на студента вуза. Если старшеклассник не станет студентом, то кем он станет, куда пойдет? На биржу труда? Так это тоже предусматривает 2,5 тысячи гривен выплат ему в год. Пойдет что-то украдет? Так в тюрьмах на осужденных тоже тратят 3,5 тысячи гривен государственных средств в год.
Финны говорят: если вкладываешь доллар в образование, то двадцать получишь. Японцы говорят: вкладываешь иену в образование, это дает 7 иен отдачи. В Украине будут такие же цифры.
— Какие амбициозные задачи вы ставите на 2006 год?
— Их две: поддержка педагогов и информатизация учебного пространства. Мы заложили 163 миллиона гривен в бюджет для приобретения компьютерной техники для сельских районов, и я обращаюсь к районным властям: не перебрасывайте эти средства на другие нужды, так как вы совершите криминальное преступление. Просвещенцы, контролируйте районные бюджеты! Там по 300-500 тысяч гривен заложено на приобретение компьютерных классов. В 2006 году в каждой школе может быть компьютер, и половина учреждений может быть подсоединена к сети Интернет.
Наша задача — создать информационные ресурсы для школ. Чтобы в Интернете были все учебники, все научные ресурсы. Этим мы сейчас занимаемся.
На ремонт сельских школ предусмотрено 150 миллионов гривен. На 50% больше, чем в прошлом году, имеем средств на учебники.
Относительно бюджетных отделений в высших учебных заведениях, то в 2006 году они должны составлять 60-65% от общего количества мест.
— С чем вам хотелось бы обратиться к гражданам накануне выборов?
— Помните, что Украина — богатое государство, которое имеет светлое будущее. Учите своих детей умственному труду, пусть все они будут здоровыми и счастливыми.
Если вы будете голосовать 26 марта, то смотрите не на красоту или телосложение кандидатов, а на их идеологию. Не ожидайте от государства шведского социализма, если вы избираете себе либеральных руководителей. Если государство не будет держать в своих руках хотя бы 40% (как во Франции), 45% (как в Германии), 53% (как в Швеции) или 54% (как в Финляндии) национальных богатств, которые распределяются через бюджетные фонды, то богатый будет богатеть, а бедный беднеть. Стране нужен переход к социально ориентированной экономике, которая будет держаться на специалистах, подготовленных в системе бесплатного образования.