Сказание о метеостанции «Беш-текнэ» и о ее хранительнице.
Над гидрометеорологической станцией "Беш- текнэ", что в переводе с тюркского означает "пять корыт", возвышается вершина Ат-баш ("голова лошади"). Вокруг цветущие поляны, сосновые и буковые деревья, стоит запах чебреца и диких трав, слышно пение птиц и скрипки кузнечиков. Сама станция уже давно разрушена и сожжена. И лишь родник, созданный в виде головы потешного чудовища, изо рта которого бежит холодная вкуснейшая вода, напоминает о людях, которые когда-то здесь были. С особенной любовью вспоминают о них туристы, геологи, спелеологи.
С 1971 года в этом доме жили, работали и творили Тамара Алексеевна Антонова и ее сын Алексей Соловьев. Тамара Алексеевна до "Беш-текнэ", жила в Севастополе. Работала в библиотеке высшего военно-морского училища. Вместе со своим мужем Б.М. Соловьевым, участником и героем войны, она водила курсантов в походы по горам Крыма и Кавказа. Алексей, окончив училище, служил офицером на кораблях и подводных лодках, инженером на военном заводе. Затем, отслужив, забросив жизнь городскую, стал работать на станции "Беш-текнэ" гидрологом. Он много сил и нервов потратил на борьбу с браконьерами и выпасом скота на крымских яйлах. После многолетней переписки и хождения по министерствам смог добиться запрещения выпаса скота на крымских яйлах.
В любую погоду, летом и зимой, в дождь, снег, метель они снимали показания приборов на метеоплощадке и магнитометре. В оговоренное время в эфир выходила радиостанция "Меркурий-II" с данными о состоянии погоды, температуры воздуха и земли, направлении и силе ветра, осадках и состоянии магнитного поля Земли. В холодные зимы домик станции заносило снегом до крыши и по утрам приходилось выходить во двор через чердак. Потом они откапывали входную дверь.
В свободное от наблюдений время Алексей вместе с Тамарой Алексеевной изготовлял прекрасную мебель, писал картины, сочинял стихи. Он ходил по яйле, собирал после "диких" туристов консервные банки и мусор.
Тамара Алексеевна все свободное время писала картины и делала прекраснейшие скульптуры из древесины ягодного тисса. Одна из комнат станции была заставлена ее скульптурами и картинами. В свой уникальный музей она обычно пускала не всех, а только тех, кто ей понравился. Но работы Тамары Алексеевны знали многие севастопольцы, потому что рассказы о них передавались из уст в уста. К сожалению, только после смерти была устроена персональная выставка Т.А. Антоновой в панораме. Этот дом все годы был пристанищем друзей. Несколько лет мы ходили встречать Новый год на Беш-текнэ. Ёлку не рубили, а наряжали праздничными игрушками ту, которая росла во дворе. Как здесь было хорошо и весело! Леша и Тамара Алексеевна придумывали различные розыгрыши и шутки, звучали гитары и песни.
Раз в неделю Тамара Алексеевна спускалась с гор вниз, она ездила в Севастополь за продуктами. Затем легко (в свои-то 75 лет!) поднималась с рюкзаком за плечами от Голубого залива до Беш-текнэ. Многие молодые туристы не могли за ней угнаться. Леша вниз спускался реже и не очень любил находиться в городе.
3 марта 1988 года запомнилось по урагану, пронесшемуся над Крымом и Черным морем. В этот день потонуло несколько судов, были разрушены причалы и дома. Утром Тамара Алексеевна выехала из Севастополя, где она закупила продукты. Пригласила друзей встретить 8 Марта на Беш-текнэ. Приехав в Голубой залив, она начала подниматься вверх, домой в горы. Было аномально низкое давление. Дул сильный ветер, шел снег. Тамара Алексеевна, с трудом пробивая дорогу в глубоком снегу, поднималась все выше и выше. Наступила ночь. Она все больше и больше теряла силы. Не дойдя до вершины всего один километр, Тамара Алексеевна подложив рукавицы, встала на колени, достала из рюкзака термос с чаем. Она выпила чашку чая и уснула…
Через несколько дней, 6 марта, друзья Тамары Алексеевны Валентин Стрельников, его жена Наташа, а также Тамара Мирошниченко, которые были приглашены на встречу 8 Марта, начали подъем на Беш-текнэ. С трудом преодолевая снежные заносы, по пояс в снегу они поднимались вверх. Недалеко от вершины Валентин увидел торчащие из-под снега куртку и каблук. Подойдя, он сразу понял, что это Тамара Алексеевна. Когда они подошли к станции, навстречу им вышел Алексей. Он спросил: "Где Тамара Алексеевна?"
Радиостанция не работала, и Валентин пошел вызывать спасателей. На следующий день они прибыли, выкопали тело Тамары Алексеевны из-под снега и спустили вниз, в Ялту.
Еще некоторое время Алексей работал на станции один, затем заболел, и его привезли в Севастополь. Леша рисовал картины, делал из дерева скульптуры, продавал их на вернисаже возле театра. Но он не смог прижиться в городе и осенью 1990 года умер.
Большинство скульптурного и живописного наследия Тамары Алексеевны хранится в панораме обороны Севастополя. Книги, вещи и мебель исчезли.
Летом 1993 года станция Беш-текнэ сгорела. Сегодня, придя на Беш-текнэ, мы видим лишь останки станции и родник в виде головы сказочного зверя, созданного Тамарой Алексеевной Антоновой и ее сыном Алексеем. Память об этой замечательной семье не может быть предана забвению.