Известно, что взяточничество как явление досталось Украине от Страны Советов. В свою очередь та получила его от царской империи, унаследовавшей мздоимство с времен незапамятных. Первое упоминание о коррупционерах восходят к Ветхому Завету. «Начальник требует подарков, и судьи судят за взятки», — написано в Библии. В средневековье римские папы нередко избирались через взятку. Именно таким образом занял престол морской пират Балтазар Косс.
Бороться с мздоимством начали еще в Древней Греции, а в Древнем Риме предпринимались попытки упорядочить сферу правовых отношений и были приняты законодательные акты, предусматривающие наказание за подкуп чиновников. Идут века, ужесточаются наказания за подкуп, а взяточничество продолжает существовать и приобретать все большие масштабы. Два года назад Михаил Ходорковский, тогда еще вольный человек и преуспевающий бизнесмен, пожаловался Владимиру Путину, что за год в России чиновники сдирают с бизнеса более 30 млрд долларов взяток. У нас размеры поборов не столь значительны, но и они оказывают существенное разрушительное воздействие на экономические, политические и социальные процессы.
Правительства всех стран принимают кардинальные меры по борьбе с коррупцией, однако это не дает ожидаемого результата и все мировое сообщество продолжает в той или иной мере жить по законам взятки. В конце концов аналитики вынуждены рассматривать взяточничество как неизбежную расплату современного общества за существование публичной власти. И единственное, что можно сделать, — снизить масштабы этих расходов путем создания такой системы, при которой использование чиновниками служебного положения в корыстных целях стало бы невыгодным. Решение этой задачи нельзя взвалить только на плечи правоохранительных органов. Необходимо менять общественное мнение, господствующую психологию людей, положить предел подбору кадров не по профессиональным признакам, а по политическим мотивам.
Считается, что процесс очищения от поборов надо начинать сверху. С этим трудно поспорить, особенно после коррупционных скандалов в высших эшелонах власти в период последней президентской кампании. Вместе с тем очевидно, что борьбу со взяточничеством надо вести на всех фронтах, поскольку оно проникло во все сферы жизни. По статистике, на взяточничество приходится около семи процентов преступлений. И это при том, что до суда доводится только незначительная часть таких сделок, поскольку они довольно сложны в документировании и раскрытии.
Вот средства массовой информации распространили сведения о том, что Генеральная прокуратура Украины установила факты получения мэром Вышгорода взяток на общую сумму, превышающую миллион долларов. Но едва было возбуждено уголовное дело, как за взяточников вступились несколько депутатов Верховной Рады, усмотревших в этом факте гонения на руководство мэрии по политическим мотивам. В результате уголовное дело было заволокичено и спущено на тормозах.
В сравнении с этим куда более меньший общественный резонанс представляет уголовное дело, возбужденное прокуратурой г.Севастополя в связи с получением взятки инспектором государственного пожарного надзора. Но этот факт интересен тем, что он вскрывает типичный механизм вымогательства взятки должностным лицом.
Осуществляя плановую проверку соблюдения требований пожарой безопасности, инспектор С. обнаружил на частном предприятии, торгующем строительными материалами, нарушения, которые создавали угрозу возникновения пожара. В данном случае С., исходя из своих служебных обязанностей, должен был составить акт о выявленных нарушениях, установить срок их устранения и привлечь руководителя частного предприятия Г. к административной ответственности в виде штрафа. Однако никаких документов инспектор составлять не стал и предложил Г. встретиться на улице у здания райотдела управления МЧС в г.Севастополе.
На следующий день эта встреча состоялась. Видя, что Г. обескуражена случившимся, инспектор решил воспользоваться этим в своих корыстных целях и поставил предпринимателю такие условия. Он готов составить акт о нарушениях с минимальными штрафом, если Г. согласится передать ему 400 гривен. Эта сумма якобы ему необходима на приобретение 100 литров бензина для служебных целей. Инспектор и предприниматель поторговались и сошлись на взятке в 300 гривен. На свою просьбу снизить сумму побора предприниматель получила отказ. Инспектор лишь выразил надежду на то, что при передаче денег никаких казусов не произойдет и его не "повяжут". Договорились о второй встрече, на которую Г. пообещала приехать с деньгами.
От инспектора она направилась в отдел по борьбе с экономическими преступлениями управления МВД в г. Севастополе. Там ей вручили помеченные купюры. Инспектор принял их с благодарностью и только успел пообещать, что полгода не будет проверять пожаробезопасность магазина стройматериалов, как ему заломили руки. Гражданин С. инспектором уже не работает, права на проверку пожаробезопасности предприятий и учреждений уже не имеет.
По нынешним временам взятка в три сотни гривен — сущая мелочь, но число охотников получать поборы по-прежнему велико. Учитывая, что данное уголовное дело судом еще не рассмотрено, мы не называем истинных фамилий его фигурантов.
Л.НАДЕЖДИН.
Редакция благодарит пресс-службу городской прокуратуры за помощь в подготовке материала.