Для жителей Гончарного прощание с этим миром ассоциируется далеко не с лодкой Харона. Египетская мифология им чужда. Увы, и христианское отношение к этому важному событию в путешествии души терялось за прагматичным расчетом. Страх смерти отступал перед перспективой быть до погребения вывалянным в придорожной грязи. На второй план отступала дилемма между адом и раем.Вопрос был в том, как добраться до кладбища. До него вела лесная дорога, непроходимая и в знойное лето. Грунтовые воды размывали ее так, что ни автобус, ни легковушка, ни катафалк проехать не могли. Жители села боялись умереть в осеннюю распутицу. Односельчане несли гроб на руках, рискуя потерять покойника в одной из промоин. Были случаи, которые лучше не упоминать. Падали. Роняли. Ну хоть своим ходом иди к собственной могиле загодя, чтобы не мучить соседей проблемой доставки тела к месту погребения. И не в белых тапочках, а в болотных сапогах.
И это все при том, что напротив в Варнутской долине, через автотрассу Севастополь — Ялта, находится образцово-показательное кладбище вермахта. Кладбище — собирательное. Сюда свозят со всего Крыма останки оккупантов, принесших горе на нашу землю. Роль германцев в истории Севастополя — отдельная тема. Обвинять или прощать их — сегодня не наша задача. Хотя право такое каждый коренной севастополец за собой оставляет.
На кладбище в Гончарном похоронено более 500 советских воинов. Среди них и Герой Советского Союза старший сержант Шариков. Фольксбунд сумел собрать немалые деньги, чтобы обустроить кладбище для немецких солдат и офицеров на чужбине, куда их отправил бесноватый фюрер. Почему же супердержава, коей был Советский Союз, не смогла даже дорогу проложить к могилам своих верных сынов? К могилам воинов, защищавших нашу землю. Независимой Украине эта задача полтора десятка лет также была не под силу. И попытки севастопольских журналистов достучаться до чиновников результатов не давали, хотя газетные публикации и телевизионные репортажи автора этих строк имели резонанс.
В декабре 2005 года председатель совета ветеранов села Нина Бондаренко выступила в зале Балаклавского совета депутатов, где проходила конференция районного совета ветеранов. Ее выступление без театрального пафоса было завершено искренними слезами. Присутствовавший в зале и отчитывавшийся о проделанной работе народный депутат Иван Вернидубов взял на контроль обращение сельчан, пообещал помочь в строительстве дороги. У местных жителей сомнений было много. Впереди выборы, за которыми, как правило, забвение обещаний. Иван Васильевич подтвердил звание народного депутата, ответственно относящегося к нуждам земляков. Хотя пропорциональная система выборов полностью развязала ему руки и сделала формально независимым от избирателей.
Уже после выборов, когда установилась погода и подсохли склоны холмов, в село пришла тяжелая строительная техника. Руководитель администрации автомобильных дорог Украины в Севастополе Валентин Завойчинский лично выезжал на место и контролировал ход работ. Для такой организации, как "Укравтодор", объем работ в 300 тысяч гривен вроде бы и незначителен. Но персональное внимание нардепа и руководителя дорожной службы дало результат. Около километра асфальтового полотна пролегло через село к кладбищу и к братской могиле советских воинов. Проложены дренажные трубы, обустроены обочины.
Ветераны села благодарны Ивану Вернидубову, сумевшему пробить решение вопроса, убедившему Кабмин прислушаться к пожеланиям народных депутатов. И Валентину Завойчинскому, воплотившему в жизнь проект строительства дороги. Но городской государственной администрации не стоит забывать, что строительством дороги к сельскому кладбищу проблемы Гончарного не исчерпаны. Однако важен почин. Ободряет то обстоятельство, что у Ивана Васильевича легкая рука.