Севастопольский туризм: понять себя

27 сентября — Международный день туризма. Туризм был и остается весьма привлекательной сферой бизнеса, а также изумительной возможностью для хорошего отдыха и увлекательных путешествий.
Накануне праздника наш корреспондент встретился с Еленой БАЖЕНОВОЙ — депутатом городского совета, членом постоянной комиссии по делам культуры, спорта и молодежи, директором туристической фирмы «Ласпи» и попросил ее ответить на вопросы, касающиеся развития Севастополя как туристического центра, а также перспектив туризма для развития города.- Елена Николаевна, в Севастополе — среди населения, общественности, управленцев, предпринимателей — все больше ширится и укрепляется мнение об огромных перспективах туризма для развития города. Что по этому поводу думаете вы, как специалист в сфере туризма и как депутат городского совета?

— Знаете, наверное, уже действительно можно сказать, что в сегодняшнем Севастополе общественное мнение подготовлено к восприятию его туристических перспектив. Более того, для все большего числа населения и предпринимателей это как бы аксиома. И это очень хорошо. Сам общественный настрой на развитие туризма можно только приветствовать. Без поддержки жителей города туризм развивать просто нельзя. Но именно на этом этапе очень важно правильно сформировать долгосрочные стратегические подходы к развитию туризма в Севастополе. Чтобы не было разочарования.

— Почему разочарования, разве возможна неудача? Ведь в Севастополе для развития туризма есть все — порт, аэропорт, железная дорога, тысячи памятников, сама история… Скажем, в Ялте железной дороги нет и не будет, а до Симферопольского аэропорта — 2 часа на автобусе…

— Именно вот эта кажущаяся очевидность туристического потенциала Севастополя — и есть вещь очень опасная. Туристический рынок — мировой, европейский, региональный — слишком динамично меняется. Поэтому Севастополю нужно учесть и свой первый опыт, и опыт других, в том числе Крыма, дабы не повторять ошибок. И, естественно, мировые тенденции, и прогнозы.

Конечно, нельзя не видеть, что в городе довольно активно и логично развиваются как отдельные направления — частные мини-гостиницы, экскурсионные услуги, зеленый туризм, так и целые регионы, например Балаклава. Безусловно, в этом сыграл свою роль и сам факт принятия городским советом прошлого созыва в феврале 2003 г. программы развития туризма в Севастополе до 2010 года.

Но, как профессионал туристического бизнеса, я не могу не отметить, что на самом деле в этой сфере существует ряд системных проблем, которые могут свести на нет даже самые радужные перспективы.

— Вы, по-видимому, имеете в виду коммунальные или инфраструктурные вопросы: дороги, водоснабжение, тепло, чистота города и моря?

— Нет. Как раз эти вопросы понятны, очевидны и являются основной темой обсуждения. Я полагаю, что вопросы городской инфраструктуры будут решаться как в рамках действующих планов развития города, так и в рамках программы развития Севастополя, принятой Кабинетом министров Украины в этом году. Но хорошие дороги, постоянное водоснабжение и т.п. — необходимые, но недостаточные условия для развития туризма в Севастополе.

— То есть вы хотите сказать, что, даже решив проблемы круглосуточного водоснабжения и качественного теплообеспечения, можно не получить прироста туристического потока?

— На мой взгляд, занимаясь инфраструктурой территории, без которой, естественно, не может быть и речи о качестве туристических услуг, необходимо одновременно начинать глубокую проработку содержательной стороны туристического облика Севастополя.

— ???

— Давайте разберемся. Казалось бы, все очевидно — порт, аэропорт, железная дорога, море, пляжи, климат, история, пейзажи, археология, архитектура, уникальные объекты показа. Только бери и делай. Инфраструктуру, гостиницы и т.д. И собирай деньги. Но на самом деле не тут-то было. Ведь мы с вами, несмотря на наш профессиональный праздник — Всемирный день туризма, — откровенно говорим?

— Конечно. То есть вы хотите сказать, что в развитии севастопольского туризма есть какие-то проблемы, о которых не принято говорить?

— И не только говорить, но и писать на страницах прессы. При всем потенциале в Севастополе необходимо честно осознать, что сегодня туристическая функция города — это в большей степени всего лишь историческая декорация… Причем несколько однобокая. И сотни тысяч людей приезжают в город всего на несколько часов. И тут же уезжают обратно…

— Но ведь туристы даже в этом случае оставляют в городе деньги…

— Да, но сколько? За входной билет в панораму и за мороженое на выходе из нее или возле стоянки автобуса? Я утрирую, но профессионалы туристического бизнеса понимают с полуслова, что на одной (или преимущественно) "экскурсионке" бизнес не построить. По крайней мере, его доходность несравнима. Да и доходы населения тоже не сильно возрастут. Фактически в Севастополе ситуация такая же, как и в Бахчисарае, где тоже есть сотни первоклассных объектов показа. А доходы от этого получают другие регионы — Ялта, Евпатория, Алушта. Там, где туристы живут.

— Таким образом, севастопольскому туризму необходимы гостиницы?

— Вне всякого сомнения! Севастополю крайне необходима база размещения и, заметьте, не абы какая, а современная (!) — на несколько десятков тысяч человек. Имеются в виду и частные мини-гостиницы, и современные гостиничные комплексы, и пансионаты, и т. д. Без этого говорить о перспективности туризма для города просто не приходится. Ведь в Ялте, Алуште, Евпатории, Феодосии ситуация иная. Туристы там живут и там же тратят основные деньги. А оттуда ездят и в Севастополь, и в Бахчисарай посмотреть на наши "декорации" и вернуться обратно. Но опять-таки и здесь не все просто и очевидно.

— Почему?

— Потому что гостиничные номера с успехом могут оказаться пустыми. А их владельцы — нести убытки. Поэтому нужно обязательно понять, спрогнозировать, на какие туристические потоки должна быть рассчитана база размещения. На молодежь? На туристов старшего возраста? На российских, украинских, европейских, китайских? Только летом или круглый год?

— Иными словами, мы должны спрогнозировать, какой турист поедет в Севастополь через несколько лет. А что здесь сложного?

— Добавьте к своим вопросам еще один: что он, турист, будет здесь делать? То есть мы должны спрогнозировать, если хотите, угадать спрос на конкретные виды туристических услуг на ближайшие 5-10 лет. Ответить на вопрос, какой турист поедет в Севастополь, можно только ответив одновременно еще на один вопрос: а зачем ему сюда ехать?

— Елена Николаевна, так зачем туристу ехать в Севастополь? Хотя, на мой взгляд, это очевидно.

— Вот-вот. Именно на "очевидных" допущениях, предположениях иногда рушатся самые красивые идеи. Приведу только один аргумент из десятка возможных. Специалисты уже ощущают, что в эти годы происходит своеобразная "смена поколений" туристов. Например, существуют прогнозы резкого изменения географии поездок жителей стран СНГ в силу вступления в самостоятельную жизнь постсоветского поколения. Можно ли быть уверенными, к примеру, что у людей, выросших в эти годы, будет столь же массовый интерес к истории Великой Отечественной войны или первой обороны?

— Рискованный тезис, Елена Николаевна. Не боитесь, что вас многие могут не понять?

— А это никакое не кощунство! Я сама не меньший патриот Севастополя, чем кто-либо. Просто исторические события, уходя в глубины времени, с годами все больше становятся интересными более узким категориям людей — историкам, краеведам, специалистам. А это уже другой турист. Есть и обратный процесс — когда какие-то, совсем древние, исторические пласты, например история христианства или археология, могут инициировать рост туристического потока. А может быть, будет резкий рост популярности спортивного или экстремального туризма. Это еще один тип туриста, которому нужна совсем другая инфраструктура.

— Значит, именно профессиональные прогнозы должны дать ответ на вопрос: какую туристическую инфраструктуру нужно создавать в Севастополе?

— Именно. Но и это еще не все. Если мы хотим, чтобы в результате приезда туристов становились богаче городской бюджет и севастопольцы, то это вообще отдельная тема. И здесь, к сожалению, присутствует слишком много иллюзий.

— Но, простите, ведь общеизвестно, что мировой туризм — одна из наиболее динамичных отраслей экономики. Целые страны живут на доходы от туризма. И, по-видимому, севастопольцы рассчитывают именно на это.

— Конвертировать рост туристического потока в рост доходов бюджета принимающих регионов — это оказывается очень непростой задачей. Часто получается наоборот — рост бюджетных доходов и благосостояния местного населения незначителен, а нагрузка на коммунальную инфраструктуру общего пользования — дороги, вода, уборка мусора, медицина, — на окружающую среду и сами объекты показа многократно возрастает. И ложится на местный бюджет.

— Но считается само собой разумеющимся, что чем больше туристов, тем больше прямых и косвенных доходов у бюджета разных уровней и у населения. Разве не так?

— Однако на практике это либо не совсем так, либо даже совсем не так. Так, несмотря на все усилия властей АР Крым — крупнейшего туристического региона Украины в последние 10 лет, — вклад туристической отрасли в формирование сводного бюджета АРК, по оценкам экспертов, реально не превышает 7-10%. Чуть ли не в два раза меньше химических предприятий-экспортеров. При этом в последние 2 года крымский туризм, несмотря на все усилия и инвестиции, вступил в нелучшую полосу развития, явно проигрывая Турции, Египту, Черногории, Хорватии, Северной Африке, Испании и другим.

— Иными словами, в развитии туризма не все так просто. Но мы ведь не должны отказываться от туристических перспектив Севастополя?

— Нет, конечно. У Севастополя очень неплохие стартовые условия. Можно даже так сказать — в развитии туризма Севастополь еще не успел совершить многих очевидных ошибок, которые уже видны на опыте других регионов. У нас есть возможность учесть ошибки других регионов и строить туристическую стратегию города с пониманием того, как делать нельзя. Вообще туризм — это сложный бизнес. У него есть свои законы. И обыденное понимание, что здесь все просто, может сильно навредить.

Сегодня в туристическом бизнесе на территории Крыма, Украины, России, Европы, стран Черного и Средиземного морей происходят непростые и "многослойные" процессы. В ближайшие годы они существенно изменят весь мировой и европейский туризм.

Севастополю, ставящему перед собой правильную и амбициозную задачу занять серьезное место на этом сложном рынке, необходимо по сути дела профессионально "угадать", каким будет мировой туризм в 2010 — 2015 годах, определить свой будущий туристический имидж и найти свое уникальное место на туристическом рынке.

— Елена Николаевна, вы готовы принять участие в создании будущего туристического имиджа Севастополя?

— Не только готова, но и уже участвую и как человек, работающий в этой сфере, и как депутат городского совета в рамках отведенной нашей постоянной комиссии компетенции. Вообще я уверена, что если за дело берутся профессионалы, то это уже половина успеха. Вторая половина зависит от финансирования и заинтересованности не только чиновников, но и горожан. Я — оптимист. Уверена, что у нас все должно получиться. Мы же севастопольцы!

— Спасибо за беседу, Елена Николаевна. С праздником вас, успехов и удачи на этом, как оказалось, совсем не простом пути!

— Благодарю вас. Поздравляю всех севастопольцев с Международным днем туризма. И очень надеюсь на то, что тема, поднятая нами, будет интересна горожанам. Буду очень признательна за их отклики, мнения, предложения.

Другие статьи этого номера