И театр нес потери…

Прошло 65 лет со дня этой страшной трагедии. В годовщину гибели своих коллег работники театра им. А.В. Луначарского пришли на причал. Шел дождь, море штормило, небо было покрыто тяжелыми тучами. Казалось, что и погода оплакивала погибших в этот день 65 лет назад. В море падали красные гвоздики, и оно их уносило. Яркие головки цветов долго плавали на волнах, пока не исчезли из виду, а дождь смывал слезы на наших глазах…Закон жизни неумолим. Все меньше остается людей, помнящих прекрасные постановки драматического театра имени А.В. Луначарского довоенного времени, любимых актеров, режиссеров, художников…

Последние премьеры сезона 1940/1941 гг. в драматическом театре имени А.В. Луначарского "Кровавая шутка" Шолом-Алейхема в постановке А.Н. Брянского и "Хозяйка гостиницы" Гольдони в постановке Б.А. Бертельса прошли успешно. Газета "Маяк Коммуны" за 19 июня 1941 года была посвящена закрытию сезона. Главный режиссер театра Б.А. Бертельс подводил итоги и делился с читателями планами на новый театральный сезон. Труппа уходила в отпуск, а с 21 июня начинались гастроли драмтеатра имени М. Горького из Симферополя. Но планам не дано было осуществиться — началась Великая Отечественная война.

В первые дни войны была сформирована концертно-фронтовая бригада исполкома Севгорсовета, в состав которой входили актеры театра имени А.В. Луначарского и балетная группа. Руководителем бригады был актер И.М. Берман. Артисты выступали на кораблях, призывных пунктах, в госпиталях.

В здании театра по субботам и воскресеньям шли спектакли в 12 часов и 17 часов. Во время воздушной тревоги зрители уходили в бомбоубежище, после налета спектакль продолжался. В конце октября 1941 года в городе было введено осадное положение. Назрела необходимость срочной эвакуации театра, чтоб сохранить труппу. Из-за непрерывных бомбежек основная часть артистов покидала город ночью 7 ноября на маленьком судне "Чапаев", благополучно добравшемся до берегов Кавказа.

Этой же ночью на теплоходе "Армения" эвакуировалась актерская семья ведущего актера театра, талантливого режиссера, заслуженного артиста Крымской АССР А.Н. Брянского. Сам Александр Николаевич, его жена, актриса театра В.И. Зарницкая, их 18-летний сын Игорь.

Рано утром теплоход (капитан В.Я. Плаушевский) отошел от Угольной пристани с жителями города, ранеными красноармейцами, лечащим персоналом военно-морских госпиталей и других учреждений города и прибыл в Ялту. Здесь погрузка продолжилась. На борт санитарного транспорта, кроме раненых, были приняты хозяйственные службы эвакопунктов г. Симферополя и жители Южного берега Крыма — всего свыше пяти тысяч человек (количество находившихся на борту людей в разных источниках приводится разное).

В 11 часов 25 минут "Армения", взявшая курс на Туапсе, была атакована немецким самолетом-торпедоносцем. Корабль затонул буквально в течение нескольких минут (число спасенных колеблется от 8 до 15 чел.).

Почему санитарный транспорт вышел днем? На этот вопрос нет ответа, есть только предположения. Почему эта трагедия замалчивалась долгие годы? Здесь тоже существует много версий. Будет ли разгадка этому трагическому событию? Уверена, военные историки разберутся. Сейчас уже предпринимаются попытки найти "Армению", и средства массовой информации, думаю, расскажут об этих работах.

Перебирая пожелтевшие документы, вглядываясь в лица давно ушедших людей, с болью думаешь о том, как бы сложилась их жизнь, если бы не война, перевернувшая судьбы целого поколения…

Семья Брянских жила в центре города. Александр Николаевич свою "театральную деятельность начал с организации драмкружка Путиловского завода в 1912 году (С.-Петербург). С 1914-го — он уже главный режиссер Товарищества молодых актеров. Учеба в школе сценического мастерства… Работа в театрах Харькова, Орла, Брянска. А.Н. Брянский организовал у себя на родине профессиональный театр (Брянская область). Сыграл свыше 500 ролей…", — так писала газета "Маяк Коммуны" в 1939 году в честь 25-летнего юбилея сценической и общественной деятельности актера.

Брянский был приглашен в севастопольский театр директором Е.Г. Романенко в начале 30-х годов. Он был замечательным актером и режиссером. Его режиссерские работы "Мещане", "На дне", "Дети солнца" А. Горького, "Пигмалион" Б. Шоу, "Анна Каренина" Л. Толстого и другие (он был также исполнителем главных ролей в этих постановках) были по достоинству оценены севастопольской публикой, а роли в спектаклях "Гамлет" Шекспира — Гамлет, "Горе от ума" А. Грибоедова — Чацкий, "Защитники Севастополя" И. Луковского — Павел Степанович Нахимов — принесли ему шумный успех у зрителей.

Сын Брянских Игорь 1923 года рождения учился в 3-й школе, окончил 10 классов. Его одноклассниц О.И. Кулагу и К.Г. Рябогину помог разыскать О.Г. Доскато, председатель Клуба любителей истории города и флота. Милые, добрые женщины долго делились со мной воспоминаниями об Игоре, интеллигентном, хорошо воспитанном мальчике, мечтавшем стать артистом. О его отце, который поставил в классе спектакль "Ревизор", о своих одноклассниках, погибших в первые месяцы войны, о войне…

Другие статьи этого номера