Мы ответственны за достойную память

Всеукраинская Ассоциация работников похоронных организаций намерена добиться внесения Верховной Радой Украины изменений в Закон «О погребении и похоронном деле».
О том, почему работники похоронных организаций собираются так поступить, нашему корреспонденту рассказал вице-президент Всеукраинской ассоциации работников похоронных организаций (ВАРПО), региональный представитель ВАРПО в Крыму и Севастополе, учредитель фирмы «Скорбь» Всеволод ЩЕРБИЧ.- Да все просто. Сейчас на рынке ритуальных услуг идет нездоровое противостояние. Коммунальные предприятия, по сути, являются монополистами. И пускать на него конкурентов из числа частников они не собираются. Это видно и на примере нашего города. Хотя в целом ситуация в городах Украины мало чем отличается. Но Севастополь и здесь стоит особняком.

— Вот об этом и хочется поговорить. В чем особенности севастопольского рынка ритуальных услуг?

— Не секрет, что до недавнего времени, а точнее, до 2004 года, заботу об умерших и места их захоронения регулировал специальный декрет Совнаркома 1919 года, отобрав эти полномочия у церкви. Активнее всего по этому декрету работали специализированные комбинаты. С 1960 года работают. Работают по старинке, в отличие от тех, кто пришел на этот рынок в последние 10 лет.

А ведь отрасль ритуальных услуг как таковая включает в себя, помимо производственной деятельности, еще и культуру обряда погребения со всем спектром сервисного обслуживания. В развитии принципов ритуального совершенствования законодательство Украины, учитывая возросшие требования людей, предусматривает участие в данном процессе частных предпринимательских структур, которые быстрее и гибче реагируют на нужды людей. В нашей ассоциации надеялись, что с принятием закона "О погребении и похоронном деле" ситуация изменится. Но нет, ничего не изменилось.

— Почему вы так считаете?

— По закону ("О погребении и похоронном деле") специализированные коммунальные предприятия, которые создаются органами местного самоуправления, наделяются полномочиями ритуальной службы. Эти службы призваны расширять систему ритуального обслуживания, создавать конкурентоспособные условия для легальной работы других субъектов хозяйственной деятельности и обязательного заключения договоров при обращении последних в данные службы. У нас же в городе все происходит по-другому. Договоры не заключаются, а существующие расторгаются. С той же Военно-мемориальной компанией, основанной фондом социальной защиты ветеранов войны и Вооруженных Сил при учредительстве Александра Красильникова, фирмой "Скорбь" и ООО "Ритуал". А ведь они являются лучшими, по оценке Всеукраинской ассоциации ВАРПО. Но именно эти предприятия воспринимаются в штыки руководством КП "СКБ", несмотря на свой опыт, наличие собственной производственной базы и недвижимости, где ведется методическая работа и делается все для возрождения культуры памяти.

— Значит, Всеволод Константинович, настало время не только возрождать культуру памяти, но и проводить какие-то реформы в работе ритуальных служб?

— Конечно. И наш город мог бы стать одним из первых, если бы повернулся лицом к существующей проблеме. За 15 лет независимости Украины мало что изменилось в системе коммунальных предприятий. Большинство людей, хоронящих близких, и сейчас нередко ощущают казенное отношение чиновников коммунального похоронного сервиса, низкое качество кладбищенских служб и все больше доверяют частным структурам. У нас в городе, например, — фирме "Скорбь".

За 10 лет своей деятельности наше предприятие выросло в самостоятельную структуру на рынке ритуальных услуг, подтянув на свой уровень как коммунальное предприятие, так и ряд других.

Поэтому начинать реформы в похоронном деле необходимо с реформирования спецкомбинатов, поскольку в настоящее время они являются монополистами на рынке похоронных услуг. Может быть, повторюсь, но закон именно им предписывает право давать разрешения частным фирмам предоставлять подобные услуги. Понятно, что пускать таким образом конкурентов на свой рынок никто не собирается. А без конкуренции эти коммунальные комбинаты сами не развиваются, не привлекают инвестиции, в результате — очень низкое качество предоставления ритуальных услуг, обслуживания кладбищ и т.д. Хотя в новых экономических условиях, когда частный бизнес работает наравне со специализированными коммунальными структурами, последние обязаны перестроиться на уровень современных требований. А значит, демонополизировать оказание услуг, некогда действительно единственных в похоронной области, привлечь успешно работающие параллельные структуры и быть координатором на местах, изменив в целом систему. Они же работают так, как и 50 лет назад.

Но для этого нужны профессионалы, люди дела, а не денег.

— Что, по-вашему, Всеволод Константинович, корень зла: специализированные комбинаты или расстановка кадров?

— Я проанализировал, что за все эти годы в руководстве СКБ никогда не было профессионалов. К сожалению, всегда приходили случайно назначенные люди, не знавшие специфики производства, теории самого дела и тем более практики и не способные духовно воспринимать данный процесс. Как следствие, один менял другого с завидной поспешностью. Это окончательно усугубило состояние дел в коммунальной структуре, поскольку результаты на перспективу уже не были важны. В этом и беда.

Если раньше руководство коммунальных предприятий пользовалось собственностью городской громады как своей, то теперь положение дел изменилось, и под "крышу" таких коммунальных предприятий через подставных лиц заводятся свои частные структуры. У нас же по-прежнему бытует ошибочное мнение, и такие предприятия по привычке именуют "государственными". Они же скорее частные или личные.

— Я бы не утверждал так огульно…

— Вы просто никогда не обращались к этой теме. Да и вообще городские СМИ как-то не сильно интересуются тем, что происходит в этой сфере. А ведь сегодня продолжается монополизация ритуальной службы: отданы в частные руки веночный цех и гранитно-мозаичный, развалены ритуальные залы, приватизирована территория части цеха на 5-м км, передаются склады. При этом цены на услуги неоправданно выросли, без конкурсов и тендеров осуществляются все бюджетные услуги, отсутствует конкурентоспособная среда.

— То есть пришло время реформировать эту систему. Каким образом? Что вы предлагаете?

— В течение десяти лет в нашем городе я предлагаю целую комплексную программу. И только сейчас ко мне начали прислушиваться. Подобные программы предлагают в своих городах и другие члены Всеукраинской ассоциации работников похоронных организаций.

Во-первых, как вы поняли, назрела необходимость реформирования СКБ с обязательным разделением пляжей и ритуальной службы на отдельные предприятия. Может быть, это звучит цинично, но нельзя, чтобы смерть и отдых соседствовали в одной структуре, где по-настоящему не уделяется внимания ни тому, ни другому. Тем более город, добивающийся статуса города-курорта, требует пристального внимания для развития рекреационной зоны.

Во-вторых, необходимо усилить роль ритуальной службы в свете нового законодательства и привлечения инвесторов к проблемам кладбищ, т.е. их содержания, освоения и разработки новых, не касаясь бюджетных средств.

Что касается непосредственно Севастополя, то нужно организовать инвентаризацию, расчистку и рекультивацию старого кладбища на ул. Пожарова, находящегося в запущенном состоянии в центре города. Не секрет, что на закрытых кладбищах могилы людей, у которых не осталось живых родственников, как правило, заброшены или, того хуже, засыпаны мусором, хотя деньги на уход за ними должны выделяться (и часто выделяются) из местных бюджетов. Должен же кто-то за этим следить? А ведь запущено не только это кладбище, такая же ситуация с еврейским кладбищем, с караимским…

— Интересно, а кто будет этим заниматься? И как, на конкурсной основе?

— Мне ответить на это несложно, а вот в городе — вопрос, что еще раз подчеркивает остроту проведения реформ. Сегодня, когда тема профессионализма во многих областях становится актуальной, то и в сфере, к сожалению, забытого похоронного обслуживания как социального вектора и сохранения общечеловеческих традиций, на мой взгляд, как никогда, необходима свежая струя.

Прецедент, когда частная фирма взяла на себя содержание, охрану и контроль городского кладбища, я имею в виду старую половину на 5-м километре, вложив в него за два года 400 тысяч гривен, был загублен нынешним руководством КП "СКБ". И все это из-за личных амбиций.

Поэтому и нельзя все отдавать на откуп руководству подобного коммунального предприятия. Необходимо наличие специалиста по вопросам похоронного дела, так как все бессистемно решается разными отделами Севастопольской городской государственной администрации и рядом общественных организаций, несмотря на настоятельные рекомендации Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ о наличии такого координатора. По моему искреннему убеждению, в городе должен быть не только специалист, отвечающий за работу ВСЕХ служб, работающих на рынке ритуальных услуг. Должен быть создан совет обрядовых услуг, в который бы вошли представители общественности и руководители специализированных предприятий всех форм собственности.

Я на протяжении 30 лет профессионально занимаюсь этой работой, имею достаточный практический опыт организации ритуального сервиса, наработанный современными европейскими методиками, а потому имею свою точку зрения на происходящее. Считаю, что можно и должно поднять в целом роль ритуальной службы как самостоятельной структуры с кураторством всех вопросов ритуального толка. И в этом я готов быть первым помощником. Чтобы сплотить, помимо прочего, объединения военно-патриотических движений, воинских и ветеранских комитетов, так как они занимают важное место в структуре социального развития и деятельности нашего города.

— А какую же роль вы отводите в свете предлагаемых реформ коммунальному предприятию?

— При соответствующем руководстве ритуальная служба должна оставить за собой в основном функцию регулирования и контроля похоронного дела, замкнув на себе эксплуатацию городских кладбищ, став координатором создания конкурентной среды. Такое предприятие гарантированно обеспечивало бы механизм, при котором участники рынка услуг вкладывали бы деньги в инфраструктуру ритуальной сферы города, отвечали бы за благоустройство и многое другое, а не "паслись" на "поле чудес", набивая только свои карманы. Ритуальная служба как таковая, отвечая за все мероприятия городского уровня, стала бы средоточием социально значимого сектора, реформирования и гарантий нового подхода к проблемам людей и города.

Весь этот комплекс мероприятий, по сути, не требует каких-либо ассигнований из городской казны, даже наоборот, берет на себя часть городских расходов, формируя новый путь развития всей структуры.

Если Верховная Рада примет изменения к Закону о погребении и похоронном деле, инициированные Ассоциацией работников похоронных организаций, то в Украине начнет быстрыми темпами развиваться похоронный сектор. На рынок похоронных услуг открыто выйдут частные фирмы, которые станут конкурентами нынешних монополистов — коммунальных предприятий. Основные положительные стороны развития такого бизнеса — создание новых рабочих мест и предоставление более качественных услуг. Сейчас время новому руководству города обратить внимание на похоронную деятельность и понять, что она как таковая достойна уважения, а в своих гуманных проявлениях нужна людям. Ведь мы все вместе ответственны за достойную память.

Другие статьи этого номера