О местном самоуправлении сказано немало. Значительное внимание, как правило, уделяется данной теме в канун и в день празднования Дня местного самоуправления. Однако праздник проходит, а проблемы остаются.Основными из них являются: наличие двух ветвей власти на местном уровне; отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности между районными советами и райгосадминистрациями; делегирование государственных полномочий не сопровождается финансированием для их выполнения (например выплата субсидий и дотаций при повышении стоимости энергоносителей); несрабатываемость советов и администраций, поскольку одни несут ответственность перед избирателями, другие — по властной назначаемой вертикали; высокая степень централизации власти по линии администраций; советы законодательно лишены возможности самостоятельно решать вопросы населения и делегируют полномочия администрациям, но не имеют возможности полноценного спроса (целый ряд глав администраций, получивших недоверие квалифицированного большинства соответствующих советов, остались на должности, что является нарушением Конституции), и т.п.
В целом это можно охарактеризовать как нарушение права граждан на самоуправление. Необходимость реформы самоуправления очевидна, и она должна начаться в ближайшем будущем. Законопроект 3207-1 о реформе местного самоуправления, по мнению спикера Верховной Рады Украины Александра Мороза, будет принят в первой половине 2007 года. Премьер-министр Украины Виктор Янукович при подведении итогов работы правительства в 2006 году также высказался о необходимости реформы местного самоуправления.
Учитывая, что на Севастополь в полном объеме не распространялись законы Украины "О местных государственных администрациях", "О местном самоуправлении" и другие, можно ожидать подобной аналогии в проекте 3207-1. Такое развитие событий оставляет Севастополь в стороне от государственных процессов, что однозначно не будет способствовать повышению жизненного уровня севастопольцев. В настоящей ситуации именно отсутствие Закона о Севастополе, предписанного Конституцией страны, дает нам определенные преимущества работы на опережение. Исторически сложилось и юридически оформлено, что Севастополь — это город, но фактически — область с двумя городскими районами (Ленинским и Гагаринским), двумя сельскими (Балаклавским и Нахимовским), городом районного подчинения (Инкерманом), Качинским поселковым советом и четырьмя сельскими советами (при наличии двадцати девяти сел).
Все признаки малой области и высокий интеллектуальный потенциал Севастополя указывают на то, что экспериментально реформу самоуправления или, как модно ныне говорить, реализовывать пилотный проект, нужно проводить именно в регионе Севастополь. Севастополь достоин возглавить этот проект. Решение необходимо принимать достаточно оперативно, поскольку обдумывание наших действий в течение более полугода отведет нам роль ведомых и не сулит нам никакой выгоды. Принятие же Закона о Севастополе в редакции 2005 года, который противоречит самой концепции проекта 3207-1, вообще поставит нас в перманентное положение правового вакуума с последующим субъективным регулированием властных чиновников. Такие ситуации возникают уже сегодня. Например, при успешной продаже с аукциона земельного участка в бухте Ласпи возникает вопрос о распределении дохода между городом и сельским советом. В нынешних условиях бесправного самоуправления этот вопрос всегда решается авторитарным способом, что не способствует активизации работы на сельском уровне по повышению эффективности управления и развивает те самые иждивенческие настроения.
Совсем другая картина получится после реформы самоуправления в близрасположенном поселковом совете Фороса, когда тот получит государственный акт на землю в границах административно-территориального деления и в рамках своих полномочий обратится с предложением проведения аукциона к успешным фирмам. Будет чему позавидовать соседям, и, как всегда, будем искать виновных в Киеве. А может, все-таки исключительность Севастополя надо использовать не для бессмысленной борьбы с центром, а для получения лидерства во внедрении грядущих реформ во благо севастопольцев через включение европейских принципов местного самоуправления в проект Закона о Севастополе и реализацию их по опыту Польской республики.