Практически в одно и то же время в адрес редакции пришло три письма от наших читателей, в которых поднимается столь острая для нашего города тема «бесплатного» здравоохранения. Парадокс заключается в том, что пользоваться услугами бюджетных больниц и поликлиник могут только очень здоровые и богатые люди.
В системе здравоохранения, увы, царит разруха. С ее материальным проявлением столкнулась обратившаяся к нам Людмила Николаевна Подледникова:
"Мне 67 лет, и мое здоровье оставляет желать лучшего. Как я ни стараюсь, но почти ежегодно попадаю в больницу — или в кардиологическое, или в терапевтическое отделение 1-й городской больницы.
Увиденное там глубоко возмущает меня и других больных, проходящих лечение в этих отделениях. Я не знаю, в каком состоянии находятся другие, но терапевтическое на седьмом этаже просто ужасное. Персонал делает все зависящее от него: нянечки трудолюбивые, моют на совесть, сестрички заботливые, хлопотливые, ласковые, врачи внимательные, даже с юмором. Но бытовые условия — это надо видеть… Если в палатах, выходящих на южную сторону, батареи едва теплые, то в выходящих на северную — который год ледяные. Туалеты забиты гвоздями — не работают. Остался один — в конце коридора — с одним унитазом. Им пользуется все отделение. (А это около 60 человек! — Ред.). Одна раковина с ледяной водой, где все моют посуду после еды. Приходится спать одетыми, долго отогревать руки после холодной воды и подолгу стоять в очереди в туалет.
Из СМИ севастопольцы знают, что на строительство домов, реконструкцию Приморского бульвара и восстановление памятников находятся деньги в бюджете, да и спонсоры помогают. Бесспорно, это нужно. Но почему же обходят вниманием здравоохранение? Физическое здоровье — это же главное в жизни людей. Только здоровый человек может принести пользу семье и обществу. А лечение должно проходить в комфортных условиях. Может, хоть у кого-то дрогнет сердце и больнице помогут?"
Следующее письмо касается разрухи иного рода — моральной. Безграмотные, грубые и равнодушные медицинские работники — это настоящая беда, катастрофа:
"Никогда не писал в вашу газету, хоть и являюсь ее постоянным подписчиком и благодарным читателем. Но очередное посещение районной поликлиники, видимо, стало последней каплей в чаше моего терпения. Мне бы очень хотелось, чтобы вы подняли тему городского "бесплатного" здравоохранения. Я надеялся, что только району, обслуживаемому нашей поликлиникой, не повезло с неквалифицированным и грубым персоналом, но от знакомых слышу такие же жалобы.
Во-первых, я поражен неграмотностью и профессиональной некомпетентностью иных врачей. Наверное, не все севастопольцы, кому посчастливилось не захворать в последние полгода, знают, что направить к специалисту может только участковый терапевт. Не посчастливилось и мне. Заболела и опухла нога. Обратился к терапевту, чтобы тот направил к хирургу. Терапевт мои жалобы пропустила мимо ушей, дала мне градусник. Когда набежали 36,6, сказала: "Идите, вы здоровы, нечего мне тут голову морочить и время отнимать". На мои просьбы взглянуть на распухшую ногу и дать направление к хирургу она заявила, что раз у меня температура в норме, значит, я абсолютно здоров, и на ногу она смотреть не собирается. Пришлось пробиваться на прием к хирургу "незаконно". Благо, что хоть он, правда, не без скромного презента, действительно оказал помощь. А сколько раз терапевт ставила не те диагнозы или назначала препараты, подрывающие здоровье побочными действиями, и говорить не буду.
Но что самое страшное: и детские врачи ничуть не лучше. Пару лет назад сына "обнесло" жуткой сыпью, которая еще и ужасно чесалась. Примчался в поликлинику к дежурному врачу, который сказал только одно: "Могу сказать точно, что это не краснуха и не ветряная оспа". "Исчерпывающий" диагноз. Обратились к детскому аллергологу. Врач поставила диагноз, но выписала лекарства, которые мы должны были купить в четко определенной аптеке, находящейся в здании больницы. Мы решили пойти в другую аптеку, где нам фармацевт сообщила, что выписанное лекарство очень дорогое, неэффективное и с очень сильным седативным эффектом. Пить его надо было бы месяц, в течение которого мой ребенок превратился бы в "растение". Да и такое "лечение" влетело бы в копеечку. Нам предложили отличный отечественный препарат — недорогой и эффективный. Через полчаса после приема первой таблетки прошел зуд, а уже через три дня от сыпи не осталось и следа. Понятно, что многие врачи "сотрудничают" с аптеками и путем таких назначений помогают сбыть не самый качественный товар, разумеется, с наваром для себя.
И, как я понял, подобные истории, увы, не исключение из правил, а закономерность. Я понимаю, что у медицинских работников не самая высокая зарплата, да и условия работы не лучшие. Но мы, пациенты, в чем виноваты? Низкий заработок — совершенно не повод хамить и попустительски относиться к своим обязанностям. Неужели из создавшейся ситуации нет выхода?
С уважением Виктор Елисеев".
Письму Виктора Елисеева очень созвучно обращение Ирины Владимировны, которая тоже пришла к выводу, что грамотный, вежливый и участливый медперсонал в государственных больницах и поликлиниках — редкое исключение из правил, встретить которое везет далеко не всем:
"Дорогая редакция, обращаюсь к вам в надежде, что вы опубликуете мое письмо и я смогу отблагодарить работников физиотерапевтического кабинета поликлиники N 2 на улице Ерошенко.
С тех пор, как мы шагнули в пучину рыночных отношений, стала привычной приветливость продавцов в магазинах и на рынках, врачей в платных кабинетах. А вот когда жизнь заставляет столкнуться с бесплатным бюджетным сервисом, понимаешь, что просто надо набраться сил и пройти через это, если не хватает средств на платные услуги или нет выбора.
Например, больничный могут выписать только в государственной поликлинике. Именно обращение в эту структуру гарантирует оплату по временной нетрудоспособности и выплату страховки на лечение. А вот квалифицированного и участливого лечения не гарантирует.
Поэтому для меня оказался большим сюрпризом БЕСПЛАТНЫЙ островок доброты и участия, который я нашла, придя на физиопроцедуры в поликлинику N 2. Причем приветливыми оказались сотрудницы кабинета обеих смен, так как я посещала кабинет в одно и то же время, мне повезло познакомиться со всеми женщинами. Вот имена и фамилии этих добрых фей здоровья: Людмила Никитина, Нелли Логинова, Татьяна Жовняк, Ольга Шевченко, Лариса Компанец, Раиса Нестерова, Елена Журавская.
Спасибо вам огромное, милые женщины! Не знаю точно, что мне помогло больше — сами процедуры или то тепло и внимание, с которым вы отнеслись к немолодой и больной женщине. Спина у меня практически перестала болеть.
С уважением Ирина Владимировна, пациентка".
Вывод напрашивается один — дальше так продолжаться не может. Систему здравоохранения необходимо реформировать. Быть может, стоит пойти по тому же пути, каким в своих изменениях пошло жилищно-коммунальное хозяйство. Сформировать пакет тех услуг, которые должны оказываться действительно бесплатно, по страховке и, наконец, за деньги. Не говоря уже о том, что просто обязательно следует регулярно проводить профаттестацию медперсонала города.
Нам бы очень хотелось, чтобы вы, наши читатели, задумались над проблемой необходимости перемен в здравоохранении и поделились с нами своими соображениями. С момента публикации этого материала мы в течение месяца будем принимать ваши письма на тему дальнейшей судьбы системы здравоохранения города. Письма можно присылать по адресу: КП "РГ "Слава Севастополя", 99011 Севастополь, ул. Маяковского, 5, с пометкой "Здравоохранение".