Износ популярного городского электротранспорта в Севастополе на сегодняшний день составляет 98 процентов.
Из 207 имеющихся в инвентаре троллейбусов по городу ездят только 110. Остальные ждут ремонта, так как давно уже отработали свой ресурс. Время от времени коммерческие структуры в канун очередных знаменательных дат обещают подарить городу пару-другую новеньких машин. Но праздники проходят, и все остается на уровне разговоров. А ведь лишь несколько десятилетий назад город получал в год до 45 троллейбусов. За годы же независимости парк обновился всего на 16 машин.
Скрипя и разваливаясь чуть ли не на ходу, троллейбусы, тем не менее, продолжают везти свою ношу. Сегодня это единственное средство передвижения, доступное малообеспеченным гражданам. Ежедневно троллейбусными услугами у нас пользуются около 30 льготных категорий пассажиров, среди них герои войны и труда, ветераны по возрасту, а также работники правоохранительной, налоговой структур…
Согласно постановлению Кабинета министров Украины, каждый регион должен разработать свою программу развития городского электротранспорта. Теоретически в период за 2007-2015 годы должны выйти на маршруты 138 новых машин. Но пока коммунальное предприятие "Севэлектроавтотранспорт им. А.С. Круподерова" СГС может похвастаться разве что долгами: 11 миллионов гривен троллейбусники должны за потребленную в прошлом электроэнергию. Не погашены долги по заработной плате. На улице — конец февраля, а расчет идет за декабрь. Люди увольняются в поисках лучшей доли.
Время, когда предприятие могло гордиться широко развитой социальной сферой, кануло в Лету. Сегодня водителю, вышедшему затемно на маршрут, не предложат даже булочки с чаем. Руководство предприятия открыто называет сложившуюся ситуацию катастрофой и призывает городские власти в ближайшее время сесть за переговорный стол. Необходимы дотации и грамотная транспортная политика. Впрочем, как ранее писала "Слава Севастополя+" (31.01.07 г.), на брифинге начальник главупра ЖКХ В. Хибученко заявил, что местные власти решили приобрести десять троллейбусов.
…На этом фоне лихо и непринужденно выруливают на всех маршрутах негласные конкуренты "траликов" — "топики". Сколько они перевозят людей, сколько "обилечивают", какая часть из этих доходов в виде налогов поступает в казну, — точно никому не известно. Для них "рогатые" — только помеха, впрочем, как и пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд. Частные автобусы льготников не обслуживают, это общеизвестно. И пусть на бумаге пишется одно, на деле правила они устанавливают сами.
Так, может, троллейбусы исчерпали себя? Упразднил же президент Грузии М. Саакашвили в своей стране весь электротранспорт. Как говорится, с глаз долой — из сердца вон. Или все-таки есть резон властям города чаще самим садиться в троллейбус, чтобы предметнее ощущать все "тяготы и лишения" коллектива электротранспорта в Севастополе?
Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
СИМФЕРОПОЛЬ ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ МАРШРУТОК-МАЛОМЕРОК
С симферопольских дорог исчезнут маршрутные "Газели". Вместо них, по планам городской власти, перевозить пассажиров будут автобусы вместимостью от 46 до 70 мест, сообщает пресс-служба симферопольской мэрии. Как считают в горсовете, интенсивность транспортных потоков на центральных улицах и недостаточная ширина дорожного полотна привели к чрезмерной загруженности основных транспортных магистралей города. По словам директора госпредприятия "Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт", кандидата технических наук, профессора Анатолия Редзюка, перенасыщение транспортной сети города автобусами малой вместимости угрожает безопасности движения и повышает уровень загрязнения окружающей среды. Городские магистрали перегружены в 1,1-2,1 раза, в том числе из-за автобусов междугородных и пригородных сообщений, проходящих по центральным улицам — Севастопольской, Карла Маркса, Розы Люксембург и проспекту Кирова.
Как планируют в горсовете, после принятия "Программы развития и совершенствования городского транспорта Симферополя на 2007-2010 годы" количество автобусов особо малой вместимости (до 12 мест), которые составляют 84% от общего количества автотранспорта, сократят до 20%. Вместо них перевозить горожан будут автобусы вместимостью от 46 до 70 мест. Также планируются открытие трех новых и прекращение функционирования тринадцати существующих маршрутов с заменой подвижного состава на 78 маршрутах с уменьшением количества автобусов. Кроме того, в планах программы — рассредоточить транспортные потоки между городскими магистралями путем вынесения их на окраины города, построить новые автостанции для разгрузки центрального автовокзала и вынести часть пригородных и междугородных маршрутов за пределы центральной части города.
В Симферополе насчитывается 95 автобусных маршрутов, из них 26 обслуживают автобусы, 63 — маршрутные такси и 6 маршрутов обслуживают пассажиров в пригородном направлении. В городе функционируют также 11 троллейбусных маршрутов, на которых работают 95 троллейбусов марки "Шкода" 70-80-х годов выпуска, сообщает "ForUm".
НУЖНЫ ЛИ ГОРОДУ "ТOПИКИ"?
В свое время Севастополь буквально "завоевали" микроавтобусы типа "Topic". Этим приобретением первое время люди вроде бы были довольны, т.к. на них в случае необходимости можно было быстро добраться почти в любую точку города. Но потом они были переданы в частное пользование, появилось много автобусов других марок. Какие же преимущества и недостатки такого вида транспорта?
Преимущества: 1. Можно быстро добраться в любую часть города, если не случится ЧП. 2. Удобство — в салоне сидишь, а не стоишь.
Недостатки: 1. Дороговизна и никаких льгот. 2. Большой риск ДТП — водители не соблюдают ПДД. 3. Загрязняют воздух, особенно центр города. 4. Выручка от перевозки пассажиров идет в частные карманы, в бюджет города поступают крохи. Общегородской транспорт несет убытки, так как платежеспособное население едет на микроавтобусах, а неплатежеспособное и льготники пользуются городским транспортом. 5. Микроавтобусы в основном работают на дизельном топливе, поэтому и цена на него выше, чем на низкооктановый бензин, а это подножка для сельского хозяйства, особенно весной.
Конечно, многое зависит от самих пассажиров, но мы пока к этому не приучены. Например, заплатив водителю за проезд, следует требовать у него билет. Тогда было бы понятно и налоговой службе, какую сумму должен внести в бюджет владелец транспорта. Часто можно увидеть такую картину: с автовокзала отправляется межгородской или международный автобус, пассажир спрашивает у водителя, брать ему билет или нет. Естественно, водитель говорит: "Брать не надо, идите к бару "У Федора". Попадают деньги не к владельцу автобуса, а к водителю. Владелец в убытке. А мы потом удивляемся, что раньше билет стоил 50 гривен, а теперь 120.
О загрязнении атмосферы и говорить-то больше нечего. Как будто всем на эту проблему наплевать! А ведь ради чистоты воздуха в Европе начали возвращаться к трамвайному и троллейбусному транспорту. Естественно, если мы сейчас не будем принимать никаких мер по борьбе за экологию, то Европа будет от нас шарахаться, как… Кто? Мы знаем, кто…
А. РОЩИН, житель ул. Правды.