Общественного питания сейчас не существует

Более чем на 95% из проверенных предприятий ресторанного хозяйства только за один квартал зафиксировано почти 8000 нарушений норм и требований. В Севастополе — у 92% проверенных ресторанов, кафе, баров. Главная беда — элементарный обман.Только в Гагаринском районе на 1 января 2007 г. зарегистрировано 331 предприятие ресторанного хозяйства на 29500 посадочных мест. И проблем там, поверьте, не меньше. И возникают они порой по незнанию, а не по злому умыслу. Поэтому Гагаринская РГА провела совещание на тему "О требованиях законодательства и нормативных документов в области ресторанного хозяйства". На совещание были приглашены руководители предприятий ресторанного хозяйства, а также представители контролирующих организаций — СЭС, МЧС, УМВД управления по делам защиты прав потребителей, ГП "Севастопольстандартметрология". Из "рестораторов" участие в обсуждении актуальных вопросов приняли немногие. Жаль: во всем мире информация ценится очень дорого, а администрация Гагаринского района предоставила возможность пользоваться необходимой информацией каждому предпринимателю бесплатно.

В том, что нарушений в области ресторанного хозяйства много, убеждается каждый, кто хоть один раз пользовался услугами в этой области. Кстати, в соответствии с требованиями нормативных документов к ресторанному хозяйству относятся как рестораны, так и кафе, бары, закусочные, столовые, буфеты, кафетерии. Привычного термина "общественное питание" сейчас уже не существует. В соответствии с Правилами работы заведений общественного питания, утвержденными 24.07.2002 г., выбор типа заведения ресторанного хозяйства и его класс (первый, высший, люкс) осуществляется субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом требований законодательства Украины. К сожалению, предприниматели делают свой выбор, как им хочется, — без учета требований нормативных документов.

По информации Госпотребстандарта Украины, в течение последнего квартала прошлого года в Украине было проверено 1625 предприятий ресторанного хозяйства, и на 1547 (95,2%) из них зафиксировано 7859 нарушений. В Севастополе управление по делам защиты прав потребителей за это же время проверило 637 предприятий, на 585 из них установлены нарушения (92%).

Анализ инспекций свидетельствует о том, что практически на каждом предприятии ресторанного хозяйства производится отпуск продукции не полной мерой и массой. Короче, "не докладывают". При этом нередко отсутствуют сопроводительные документы на продукты, подтверждающие их качество и безопасность, технологические и калькуляционные карты, а у персонала нет соответствующей квалификации. Задача организаторов совещания как раз и была направлена на оказание консультационно-методической помощи предприятиям по недопущению перечисленных нарушений и повышению качества их работы в целом.

Некоторые из присутствующих на совещании впервые узнали о некоторых нормативных документах! Таких, например, как ГОСТ "Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия". Там четко прописано, что сырье для изготовления кулинарной продукции должно иметь сертификат соответствия и/или удостоверение о качестве, продукты животноводства — ветеринарные свидетельства. А ГОСТ 30523-97 "Услуги общественного питания. Общие требования" регламентирует требования к самим услугам питания, и дан их перечень, обязательный соответствующему типу и классу предприятия. ГОСТ "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу" содержит требования к обслуживающему персоналу: обязательно наличие профессионального спецобразования; знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего распорядка предприятия; соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места; знание и соблюдение мер пожарной безопасности, правил охраны труда и техники безопасности, наконец, обладание общей культурой, соблюдение профессиональной этики в процессе обслуживания потребителей (где это, покажите?!). Официанты должны быть одеты в форменную одежду, производственный персонал — в санитарную одежду.

В каждом ресторане, баре или просто маленьком кафе, как диктует одно из важных требований нормативной документации, должны обеспечиваться не только безопасность услуг для жизни и здоровья потребителей, но и сохранность их имущества, а также охрана окружающей среды. Естественно, в каждом объекте ресторанного хозяйства обязательно наличие на видном и доступном месте "Уголка потребителя", где размещаются информация для потребителей и книга отзывов и предложений установленного образца.

Исполнение всех этих требований проверяется и подтверждается в ходе проведения работ по сертификации услуг питания, что предусмотрено законодательством для предприятий ресторанного хозяйства, которые находятся при объектах туристической деятельности. Для подтверждения качества и безопасности своих услуг предприниматели могут проводить добровольную сертификацию. Инструментом повышения конкурентоспособности в последнее время в мире и Украине стало наличие на предприятиях систем управления качеством. Но в Севастополе она есть лишь на одном предприятии ресторанного хозяйства! Что мешает их внедрять, обсуждалось за "круглым столом", который провели СГГА и ГП "Севастопольстандартметрология". А при подготовке к курортному сезону Гагаринская РГА решила провести такие совещания в марте и апреле.

Другие статьи этого номера