Конфликты в школе: кто виноват — «злой» учитель или «неуспешный» ученик?

В Севастополе начала работать общественная приемная общегородского родительского комитета, цель которой — помочь разрешить возникшие у школьников проблемы. Контактный телефон приемной — 8-050-199-13-71. При необходимости позвонивших направят к нужному специалисту на консультацию по вопросам социальной поддержки семьи, права, педагогики и психологии семейных отношений. Обратившихся за помощью консультируют специалисты кафедры прикладной психологии СГГУ Т. Бессонова, Т. Виноградова, Н. Мельник, кафедры педагогики — С. Тищенко, кафедры социально-гуманитарных наук — Н. Пастернак и целая группа социальных работников ЦСССМ по телефону доверия 54-21-99.

"МОЯ ДОЧЬ БОИТСЯ УЧИТЕЛЯ"

— Конфликты взрослых и детей всегда были в центре внимания, — говорит кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета Татьяна Ивановна Бессонова. — Для одних людей проблема злободневна сейчас, для других — пережита в прошлом. Размышляя о том, что мешает нормальному общению, взаимодействию, мы чаще всего вспоминаем о конфликтах и о том, что с ними связано: отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки доказать свою правоту.

Очень актуальной сегодня является проблема педагогических конфликтов между обучающим и обучаемым. Инструмент педагога — его собственная личность, и этот инструмент всегда должен быть настроен на ученика. Учитель обязан быть требовательным и терпимым, принципиальным и гибким, объективным и доброжелательным. К сожалению, так бывает не всегда. Чтобы помочь детям и их родителям выйти из кризисной ситуации, в Севастополе создана и со второй половины сентября работает общественная приёмная родителей. Сделано это по инициативе городского родительского комитета при поддержке методической службы ИПО, научных работников СГГУ, центра социальных служб для семьи, детей и молодёжи.

— Татьяна Ивановна, с какими проблемами чаще всего обращаются в приемную севастопольцы?

— В основном обращаются к нам родители, столкнувшиеся с особыми проблемами в воспитании детей. Вторая группа — это родители, у которых затягивается конфликт со школой в лице конкретного педагога, третья группа — люди, озабоченные социально-психологическими проблемами своих взрослеющих детей. Особо можно выделить еще одну группу жалоб — на так называемую родительскую благотворительность. Но больше всего школьных проблем сегодня напрямую связано с конфликтом учитель — учащийся (19 из 26 обратившихся за консультацией). Родителей часто тревожит индивидуальный стиль деятельности учителя, его личностные особенности: "Учитель не любит моего ребёнка", "Учитель постоянно кричит на моего сына", "Моя дочь боится учителя". Вторая большая группа жалоб — на учебные трудности детей-пятиклассников в старшей школе: "Детям тяжело справляться с расписанием и системой кабинетов", "Некоторые учителя-предметники пятых классов очень требовательны к нашим детям", "Мой сын постоянно жалуется на обиды от старшеклассников и личные оскорбления", "Учитель математики постоянно ругает за леность и несобранность. А как быть, если в портфеле 5 книг, 10 тетрадей, пакет со спортивной формой, домашний завтрак, бутылка воды, тайно пронесённая (чаще у мальчиков) компьютерная игрушка?", "Мы (родители) с трудом можем помочь ребёнку-пятикласснику в выполнении домашнего задания". Характерным поводом для жалоб являются: отсутствие правил школьной жизни, завышенные требования к детям отдельного учителя, прагматизм современных школьников, ярко выраженная любовь и нелюбовь к учителю и непримиримость учителей к неуспешным ученикам ("Мне этот предмет не нужен", "Я не понимаю эту науку и присутствовать не хочу на уроках", "Ты не будешь иметь у меня хорошую оценку за постоянные пропуски предмета и грубость").

УСПЕХ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, НО И ОТ ИХ САМООЦЕНКИ

— И как вы решаете такие проблемы?

— Анализируем конфликтные ситуации и выясняем, с чем они связаны. Обычно деятельность учителя направлена на его собственные интересы, интересы администрации, родителей, учебный предмет, учащихся. Индивидуальный стиль деятельности учителя можно классифицировать в зависимости от того, интересы какого участника педагогической системы будут доминировать в деятельности учителя. Зная это, администрация школы, школьный психолог, социальный педагог должны сделать всё, чтобы сместить акцент деятельности учителя с интересов, не совпадающих с интересами детей. Думаю, доверительная беседа со школьным психологом поможет многим родителям в решении этой проблемы. При этом им необходимо постоянно поддерживать авторитет учителя в глазах ребёнка, даже если в школе повстречался недоброжелательный педагог. Формировать уважительное отношение к учителям можно и на расстоянии, не допуская некорректных высказываний в адрес взрослых.

Что касается проблемы обучения пятиклассников в старшей школе, то она не нова. Но и здесь на первом месте стоит личность учителя. Самооценка пятиклассника во многом зависит от школьных оценок. В этом возрасте продолжается интенсивный процесс формирования учебной деятельности. К пятому классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и у неуспевающих учеников мы можем наблюдать нарастающую из класса в класс тенденцию к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот, кто часто терпит неудачу, и дальше ожидает неудачи, и наоборот: успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Если в учебной деятельности отстающих детей преобладает неуспех над успехом, постоянно подкрепляемый низкими оценками их работы учителем, это неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, взаимооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.

По моему глубокому убеждению, в любой школе города, начиная с четвёртого класса, должна формироваться адаптационная программа будущих пятиклассников. Она включает в себя сопровождение каждого ребёнка профильным специалистом, ежемесячные экскурсии в "большую школу" и кабинеты, встречи с учителями-предметниками, совместные внеклассные мероприятия будущих пятиклассников и старшеклассников, групповое и индивидуальное шефство старшеклассников, индивидуальные программы для родителей. Если этого в школе нет, значит, там работают непрофессионалы и конфликт неизбежен.

Я абсолютно уверена, что в своём большинстве современный учитель — это высоконравственный профессионал, который одинаково толерантен ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, но интересы ребёнка он всегда ставит на первое место. За собственную 25-летнюю практику общения с педагогами города я только дважды столкнулась с действительно злыми, недоброжелательными учителями. Современная практика консультирования родителей показывает, что такие учителя, к сожалению, есть, но их единицы — это исключение из школьных правил. Не следует забывать о том, что в любом случае ответственность за негативные последствия школьных конфликтов лежит на педагоге. И безусловное уважение ученика как личности, адекватный уровень самоуважения, самоанализ и самоконтроль — вот необходимые предпосылки формирования навыков эффективного бесконфликтного поведения педагога.

А родителям хочу посоветовать следующее: чаще убеждайте вашего ребенка в жизненной важности успешного учения в школе, ежедневно осведомляйтесь о его школьных успехах, помогайте преодолевать отставание. Объясните детям моральные и нравственные правила поведения на уроках, научите тактичному общению с одноклассниками и педагогами. И тогда все у него будет хорошо.

Другие статьи этого номера