Электронная цифровая подпись — на службе у пенсионера

Каждый работающий пенсионер знает, что в соответствии с законодательством он имеет право пересчитать размер своей пенсии через каждые 2 года работы. Однако для перерасчета необходимо иметь сведения о заработке и стаже из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда. Эти сведения по просьбе пенсионера готовит и передает в районное управление бухгалтер предприятия, организации, учреждения или предприниматель. Однако подготовка сведений о заработке и стаже на каждого пенсионера, а также своевременная передача их в районное управление Пенсионного фонда требуют значительного времени бухгалтера, особенно если пенсионеров в организации много. Поэтому нередко бывает, что пенсионер не может пересчитать пенсию по причине отсутствия на него сведений в системе персонифицированного учета.
С вопросом, можно ли помочь в решении этой проблемы и бухгалтеру, и пенсионеру, мы обратились к Людмиле Алексеевне НИКИШЕНКО — начальнику отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе. — Людмила Алексеевна, что может предложить Пенсионный фонд для упрощения процедуры получения данных из системы персонифицированного учета для перерасчета пенсий?

— Для решения этой проблемы Пенсионный фонд работает сразу в нескольких направлениях. Одно из них — переход на ежемесячные отчеты в систему персонифицированного учета.

Сегодня страхователи представляют сведения о заработке и стаже своих работников по окончании отчетного года за все 12 месяцев работы. Кроме того, на тех, кто оформляет или пересчитывает пенсию, бухгалтерия готовит и передает в Пенсионный фонд дополнительные сведения за период работы пенсионера с 1 января текущего года по день выхода на пенсию.

При представлении страхователями отчетов в систему персонифицированного учета ежемесячно отпадает необходимость в подготовке и представлении дополнительных "пенсионных" форм отчетных документов. С другой стороны, работники тех предприятий и граждан-предпринимателей, которые прекращают свою хозяйственную деятельность в середине года и "забывают" представить сведения в систему персонифицированного учета, получают максимально возможную защиту от недобросовестности своих работодателей, не сдавших отчет за конкретный год.

— Но это дело, может быть, и недалекого, но все-таки будущего, а что предпринимается сейчас?

— Да, вы правы. Решение о представлении ежемесячных отчетов должно быть принято на законодательном уровне. Но даже разговоры о ежемесячных отчетах по персонифицированному учету вызывают резко отрицательную реакцию у бухгалтеров, потому что в несколько раз возрастает объем их работы.

Ведь, по сути, документ "ИНДАНИ", использующийся при назначении пенсии и содержащий основные сведения о застрахованном лице, является аналогом справки о заработке для назначения пенсии. Но готовить эти сведения бухгалтер должен не только на пенсионеров, а на всех своих работников.

— Людмила Алексеевна, а справятся ли работники Пенсионного фонда с таким объемом работы? Ведь не секрет, что сегодня при периодичности в год сдача отчета в отдел персонифицированного учета Пенсионного фонда занимает много времени.

— Согласна с вами. Это проблема не только бухгалтеров, но и работников Пенсионного фонда. Как говорится, мы в одной связке!

Ежегодно 30 специалистами отделов персонифицированного учета принимаются и обрабатываются 200-250 тысяч документов с индивидуальными сведениями о заработке и стаже для назначения пенсии. Но сегодня прием документов идет в течение трех месяцев первого квартала, а обработка — в течение первого полугодия. После введения ежемесячных отчетов прием и обработку будет необходимо осуществлять каждый месяц!

При приеме отчетов возникают также проблемы, заключающиеся в отсутствии условий как для специалистов Пенсионного фонда, так и для посетителей. Представителям предприятий элементарно негде разместиться, ожидая своей очереди на прием к специалисту.

— Так что же делать? Есть ли выход?

— На мой взгляд, сегодня есть только один выход для всех заинтересованных лиц: переход страхователей к представлению отчетности в систему персонифицированного учета в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, то есть по электронной почте.

В этом случае бухгалтер не тратит время на поездку в Пенсионный фонд, на очередь к специалисту и ему намного проще соблюдать сроки представления документов с индивидуальными сведениями.

С другой стороны, пенсионеру не нужно беспокоиться о представлении сведений для перерасчета, так как документ "ИНДАНИ" будет быстро и своевременно передан бухгалтером в Пенсионный фонд по электронной почте. Такой порядок удобен и специалистам Пенсионного фонда, так как упрощается процедура приема и обработки отчетных документов, которая сводится только к загрузке пришедшего электронного документа в базу данных.

— На наш непрофессиональный взгляд, это действительно является хорошим выходом из сложившейся ситуации. Так в чем же дело? Надо скорее переходить на новую технологию работы!

— Не все так просто. Пенсионный фонд предоставил такую возможность еще в середине прошлого года, утвердив в Министерстве юстиции Украины соответствующий порядок, и разработал необходимое программное обеспечение для его реализации. Однако наши плательщики не торопятся переходить на новую технологию работы: за прошедший год их количество не превысило даже тысячи. Капля в море!

— Людмила Алексеевна, а в чем причины столь низких темпов перехода на новую технологию?

— Трудно сказать что-то определенное. Дело в том, что для перехода на новую технологию работы страхователь должен иметь выход в Интернет, приобрести усиленные сертификаты ключей для электронной цифровой подписи, получить в Пенсионном фонде программный комплекс АРМ-ЗС для подготовки отчета в электронном виде, заключить договор на обслуживание с информационным центром в г.Киеве. Это все не трудно, но требует времени и желания довести до конца задуманное. Наверное, отпугивает сама необходимость что-то менять в уже устоявшемся стиле работы, несмотря на то, что он уже никого не удовлетворяет.

— Но, наверное, это еще и дорого для предприятий, а уж тем более для предпринимателей?

— Я так не думаю, так как программный комплекс АРМ-ЗС Пенсионный фонд предоставляет бесплатно, причем еще и поможет его настроить.

Что касается ключей, то за них действительно необходимо платить. Однако во всех аккредитованных центрах сертификации ключей постоянно действует гибкая система скидок на их стоимость. Сегодня максимальная стоимость трех ключей, которые являются аналогом подписей руководителя, бухгалтера и печати предприятия, не превышает 300 грн. Мне хочется спросить у руководителей предприятий: для кого из них дорого заплатить 300 грн в год за ключи для электронной цифровой подписи? Если при этом сократятся расходы на бумагу и картриджи, так как не надо будет печатать отчеты в Пенсионный фонд, на бензин или проездные для бухгалтеров, и, самое главное, не будет тратиться дорогое время бухгалтера на простаивание в очереди к специалисту Пенсионного фонда и т.д. Кроме того, одни и те же ключи можно и нужно использовать для представления отчетов и в Пенсионный фонд, и в налоговую инспекцию.

— Может быть, руководители предприятий за хлопотами не видят выгоды?

— Скорее всего! Однако именно новейшие информационные технологии сегодня являются основным средством повышения эффективности, экономичности, качества и расширения состава услуг, предоставляемых населению. Создаются новые, высокотехнологичные процессы, о которых еще какой-то десяток лет назад никто даже не думал. Сегодня мы можем за считанные секунды получить практически любую информацию, произвести сложные расчеты. Существует много примеров работы информационно-коммуникационных систем: сети банкоматов, системы продажи билетов, системы управления светофорами, электронные библиотеки и многое другое.

Пенсионный фонд всегда шел в ногу со временем, поэтому у нас созданы общегосударственные базы плательщиков и сведений персонифицированного учета, используются Web-технологии при назначении и перерасчете пенсий, построена и активно используется корпоративная сеть, устанавливаются информационные киоски, с помощью которых каждый работающий гражданин, а также пенсионер может сам ознакомиться с данными, накопленными на его персональной электронной карточке.

— Людмила Алексеевна, а что эти технологии дают простому человеку?

— Да все, что я перечислила, вводится в работу только для того, чтобы в конечном итоге пенсионер оформлял свою пенсию без проблем. С помощью информационных технологий Пенсионный фонд контролирует перечисление страховых взносов, из которых затем выплачивается пенсия. С помощью информационных технологий мы добиваемся от работодателя своевременного и полного представления сведений о заработке и стаже в систему персонифицированного учета, чтобы пенсионер назначил и пересчитал пенсию, используя данные со всех мест работы. С помощью информационных технологий Пенсионный фонд экономит деньги, чтобы затем использовать их на повышение размеров пенсий, экономит время пенсионеров, получая сведения для назначения пенсий по корпоративной сети или с помощью Web-технологии, ведет разъяснительную работу прямо на страницах электронного сайта и т.д.

Предоставление возможности направлять отчетные формы в Пенсионный фонд с помощью электронной почты — это не только помощь бухгалтеру, а в первую очередь еще один шаг навстречу пенсионеру. Представляете, происходит событие исторической важности: электронная цифровая подпись — веяние молодого поколения — будет на службе у людей пожилого возраста, оформляющих пенсию!

— Да, действительно, перспективы очень интересные. Спасибо вам за беседу и желаем удачи Пенсионному фонду во всех его замыслах!

Другие статьи этого номера