Вскоре после победы Октябрьской революции большевики ввели монополию на расклейку на улицах и публикацию в газетах объявлений. Это было одной из предосторожностей от организации заговоров врагами новой власти. Неслухам грозили вызов в ВЧК, допросы с пристрастием и прочие кары. С завершением эпохи военного коммунизма и переходом к новой экономической политике эта монополия стала отмирать и даже порицаться общественностью.В городах и селениях вновь стали появляться объявления, а в последнее время в связи с развитием множительной техники и легализацией частной собственности их расклейка приняла характер стихийного бедствия. Сейчас многих деловых людей уже не удовлетворяет публикация платной коммерческой информации в газете даже с большим тиражом, и они нещадно эксплуатируют возможность пусть незаконной, но бесплатной расклейки объявлений, которые лепятся где угодно. В итоге севастопольские улицы приобрели облик базарной неряшливости.
Пытаясь воспрепятствовать этому, в прошлом году городской совет утвердил "Правила благоустройства территории Севастополя". В них расклейка объявлений и рекламы в неустановленных для этого местах определена как административное правонарушение, которое наказывается штрафом физических лиц от 17 до 51 гривны, а юридических лиц — от 51 до 119 гривен. Но "объявленцы" так вошли во вкус, что это их не останавливает. Да и кто остановит? Несмотря на то что рекламы и объявления содержат адреса и телефоны рекламодателей, еще никто из них не был привлечен к ответственности и не расплатился за свое самовольство.
Лишь Ленинская райгосадминистрация изредка попугивает организаторов гастрольных мероприятий штрафами за несанкционированную расклейку афиш о предстоящих концертах и театральных представлениях. Если "ленинцы" дальше словесных угроз не идут, то исполнительные органы власти в других районах не делают даже этого, хотя не упускают случая прилюдно заявлять о своей любви к Севастополю и так расхваливать достоинства города-героя, будто собираются продать его.
"Правила благоустройства территории Севастополя" содержат положение о том, что средства, которые взимаются с нарушителей этого нормативного акта, перечисляются в местный бюджет. Можно предположить, что чиновники районных госадминистраций, жилищно-коммунальной сферы, участковые инспекторы милиции эту возможность пополнения городской казны использовать просто ленятся, хотя сумма штрафов, особенно на первом этапе борьбы с "объявленцами", была бы существенной.
Объективно в борьбе с самовольными расклейщиками должна быть заинтересована "Горсправка", которая якобы имеет около сотни щитов и берет за каждый день одного вывешенного объявления в зависимости от его размера от 50 копеек до 3 гривен. Суммарно это должно бы давать "Горсправке" хороший доход, но она смирилась с тем, что ее услугами мало кто пользуется. Смирилась, вероятно, из-за того, что больше ориентируется на клиентов, которые идут в созданное при "Горсправке" агентство недвижимости, предоставляющее информацию по аренде жилья.
Таким образом, самовольная расклейка объявлений, во-первых, обезображивает облик города. Во-вторых, она наносит ущерб местному бюджету, а в-третьих, свидетельствует об уровне общественной культуры местных органов власти, которые своим бездействием поощряют превращение Севастополя в захудалое провинциальное поселение.