Пушкин, Есенин, Лев Толстой в исполнении Светланы Евдокимовой и Бориса Черкасова

Когда в Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого проводится литературный вечер заслуженной артистки Украины Светланы Евдокимовой и заслуженного артиста Автономной Республики Крым Бориса Черкасова, в зале не бывает свободных мест. Причем устроителям приходится переносить концерт из литературно-музыкальной гостиной, где обычно идут такие встречи, в читальный зал. Вот и недавно севастопольцам была представлена радиокомпозиция по поэме «Анна Снегина» — синтез поэзии Есенина и музыки Свиридова. И вслед за этим — новый спектакль «Пять уголовных дел Сергея Есенина» по дневникам Галины Бениславской. Собравшиеся, затаив дыхание, слушали поэтические строки Сергея Есенина и наслаждались великолепной, уже, увы, забываемой классической русской речью. Интонации голоса совпадали с интонациями музыки, которую мастерски подобрал Анатолий Костенников.Жанр литературно-музыкальных композиций по нынешним временам — довольно редкий и трудоемкий. Не секрет, что в первую очередь надо обладать великолепно поставленной сценической речью. И надо хорошо знать и любить классическую литературу. Это в полной мере свойственно и Евдокимовой, и Черкасову: отличное профессиональное образование, широкая эрудиция, преданность сцене и, что немаловажно, четко выраженная гражданская позиция.

Севастопольские зрители хорошо знают этих артистов по многолетней работе в театре им. А.В. Луначарского. Светлана Евдокимова в 1969 году окончила Киевский государственный театральный институт им. Карпенко-Карого, класс профессора Нелли. Она лауреат двух международных театральных фестивалей. Борис Черкасов тоже в 1969 году окончил Московский государственный институт театрального искусства, класс профессора Г.Г. Конского. Он лауреат Госпремии Автономной Республики Крым, лауреат премии имени А. Бучмы I степени, лауреат четырех международных театральных фестивалей.

Помимо театральной деятельности в стенах театра им. А.В. Луначарского, Светлана Евдокимова и Борис Черкасов на протяжении многих лет искали новые неформальные способы самовыражения. И они нашли себя — стали яркими пропагандистами произведений русской классической литературы. Отсутствие такого духовного источника все чаще, особенно в последние годы, испытывают люди самых разных возрастов, оторванные от настоящей культуры. И вот постепенно благодаря усилиям этой замечательной супружеской пары стали рождаться театральные постановки, связанные с творчеством Александра Пушкина, Сергея Есенина, Льва Толстого. Постепенно складывался репертуар из поэм, повестей, писем, дневников. Причем важно подчеркнуть, что программы в таком виде нигде более не идут, они носят штучный характер, они наполнены современными мыслями и отличаются незатертыми взглядами. Несмотря на то, что эти мысли были прочувствованы великими классиками сто и более лет назад, они близки сегодняшнему зрителю и слушателю.

В репертуаре Светланы Евдокимовой и Бориса Черкасова постепенно стали появляться моно- и дуэтные спектакли, радиоспектакли. Артисты играют их на разных площадках, в разных аудиториях, в разных странах ближнего и дальнего зарубежья: в Узбекистане, России, США, в Крыму и, конечно же, в Севастополе — в Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого, Центральной детской библиотеке им. А.П. Гайдара, российской общине Севастополя, еврейской общине Севастополя, в Доме офицеров флота и в Доме Москвы, в культурном центре "Корабел", в школах города.

Особое место в этом бескорыстном творчестве занимает уже упомянутая нами документально-поэтическая драма "Пять уголовных дел Сергея Есенина", которая повествует о последних годах жизни и гибели поэта. Автор композиции и исполнитель главной роли Сергея Есенина — Борис Черкасов. Роль Галины Бениславской исполняет Светлана Евдокимова. Премьера спектакля состоялась в 1997 году в Музее Есенина в Ташкенте, организованном дочерью поэта Татьяной. Спектакль этот сыгран уже около двухсот раз. Он имеет престижные награды. Он и его исполнители стали лауреатами фестиваля "Крымский ковчег", Санкт-Петербургского православного фестиваля при Александро-Невской лавре. О постановке писали в различных газетах. В том числе в русскоязычной прессе города Денвера, штат Колорадо, в Ташкенте и Севастополе.

Моноспектакль "Последняя любовь гетмана Мазепы" по исторической поэме Пушкина "Полтава" также сыгран уже около двухсот раз. И этот спектакль — лауреат нескольких международных театральных фестивалей: третьего Бахрушинского фестиваля (Москва), фестиваля "Золотой витязь" (Москва), православного фестиваля при Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

Бесспорное украшение спектаклей — музыкальное сопровождение, которое создавалось в содружестве с известным севастопольским музыковедом-подвижником Анатолием Костенниковым. Был записан радиоспектакль "Тристан и Изольда", десятки раз прозвучавший на севастопольском радио.

Сейчас Борис Черкасов и Светлана Евдокимова заканчивают работу над радиоспектаклем "Хаджи-Мурат" по повести Л. Толстого.

Рассказывая об этой замечательной супружеской паре, я невольно вспоминаю один очень важный эпизод, связанный с нашей газетой, городом и флотом. Было это более двадцати лет назад, когда "Слава Севастополя" первой из газет Советского Союза с подачи писателя Николая Черкашина опубликовала на своих страницах хронику трагической гибели линкора "Новороссийск". Мы напечатали поименные, до того засекреченные списки погибших. Потом пригласили на встречу моряков Черноморского флота, родных и близких и всех, кто помнил ту страшную октябрьскую ночь 1955 года. Можно себе представить, каким трагическим и горьким был этот первый прелюдный разговор о гибели линкора и его моряков! К своему удивлению, я заметила в зале, казалось бы, не связанных с этими событиями людей — артистов театра им. А.В. Луначарского Бориса Черкасова, Светлану Евдокимову и их дочь Машу. Еще более удивилась, когда на следующий день они пришли в редакцию и предложили свою помощь. А помощь была необходима, потому что мы взялись за оповещение родственников погибших, ведь многие из них так ничего и не знали о судьбе своих близких. И вот Маша Черкасова, тогда старшеклассница, в числе других наших помощников старательно писала письма во все концы страны.

Я напомнила эту историю Борису Александровичу и Светлане Александровне при нынешней встрече и спросила, чем было вызвано их участие.

— Чем? — удивилась Светлана. — А разве можно жить только своим узким миром? Своими театральными проблемами? Мы сопереживаем, мы просто не можем иначе! Я считаю, что актер не может заниматься только своими личными проблемами, своим "я". Круг его интересов, его жизненная позиция должны быть гораздо шире. И тогда становится ясно, что ты собой представляешь в этой жизни.

Севастопольцы знают семейный дуэт Евдокимова — Черкасов. Знают, любят, уважают. А оргкомитет общегородского форума "Общественное признание", отмечая высокопрофессиональную, подвижническую, бескорыстную деятельность Бориса Черкасова и Светланы Евдокимовой, представил их к награждению на форуме.

Другие статьи этого номера