Невольно подслушанный разговор в троллейбусе. Все о том же: грязно в городе. Проблема не нова. Но в прошлом она решалась всем миром. Вспомним время, когда пионер подходил к неряхе с замечанием: "Дяденька, подберите брошенный окурок". Действовало безотказно. Нынче ревнители чистоты ограничивают себя безличной обличительной фразой в общественном транспорте, часто без боли, произнесенной для того, чтобы заполнить паузу в общении. Не всегда же о погоде говорить.В вышедшем последнем, 35-м по счету литературно-историческом альманахе "Севастополь" опубликован рассказ известного севастопольского поэта и прозаика Николая Тарасенко "Пескарики". Его герой склонен созерцать мир с позиции художника. Следуя ей, он "не должен лично вмешиваться в нее (жизнь.-Авт.), иначе есть риск нарушить естественный ход событий".
И что видит герой произведения, совершая прогулку по руслу пересохшей речки? В одном месте мальчуганы швыряют в крону дерева камни и палки. Таким образом им достаются вожделенные яблоки, которым еще созреть надо. А вместе с плодами на землю летят листья и сломанные ветки.
Почти рядом в сохнущем под палящими лучами солнца бочажке уцелели пескарики. Они, широко открыв рты, ловили воздух, а выпученные глаза были устремлены в небо. Хорошего дождя хватило бы, чтобы речушка ожила и рыбешкам удалось спастись.
Раньше дождя пришел разбитной парнишка. Он палкой взбаламутил крохотное озерцо, да так, что пескарики стали его легкой добычей.
Теорийка личного невмешательства в естественный ход событий посеяла сомнение в сознании героя произведения. Расстроенный, убитый то ли летним зноем, то ли увиденным, он размышлял, шагая домой: "Мое невмешательство-это же выглядело как поощрение: стоит дядька, стоит — и ничего. Значит, одобряет?! Выходит, невмешательство есть молчаливое одобрение".
Мусор-не единственное в нашем бытии зло. Еще от мата нет спасения. С помощью распространенных средств мобильной связи словесная грязь загадила космос. Иногда не выдерживаю: "Нельзя ли поаккуратнее в выражениях?" Чаще юноши смущены: "Извини, батя". Лишь однажды в троллейбусе в присутствии женщин и детей нашелся хам, который зарычал: "Пошел… У нас в стране, кажется, демократия: как могу, так и общаюсь". Хорошо еще, что в зубы не заехал. Но можно было урезонить и этого хама, создай мы все вместе стойкое, наступательное общественное мнение вокруг пачкунов в эфире и на улице. Пионеры 60-х, где вы?
Рассказ "Пескарики" опубликован в "Севастополе" в подборке с другими-это "Мой профессор", "Память", "Вышивание гладью". В них тоже находишь серьезные размышления, оригинальный взгляд на знакомые жизненные проблемы и ситуации.
Многочисленная читательская аудитория литературно-исторического альманаха, несомненно, отметит для себя произведение Виктора Лановенко-рассказ "Очарованная даль". Его главный персонаж Илюша Дрожжин-преуспевающий разработчик программ компьютерных игр. А тема, которую взялся разрабатывать автор, находится в человеческой плоскости. Дрожжин одинок и дома, и на работе, и на улице. Одинок в крупном, перенаселенном городе…
Раздел прозы свежего номера "Севастополя" также составили подборка рассказов Николая Потапова и повести постоянных авторов издания Валентины Лесуновой "Привет от Сведенборга!" и Сергея Ислентьева "Курсанты".
Несколько последних номеров литературно-исторического альманаха выходят с блоками поэтических произведений, составленных севастопольским поэтом Борисом Бабушкиным. Ему не откажешь во вкусе. Для 35-го номера "Севастополя" Борис Маевич отобрал подборки и отдельные стихи таких известных в нашем городе авторов, как Валерий Воронин, Валентин Сорокин-Таврин, Ольга Золотокрыльцева, Александра Сопова, Александр Федосеев, Ритта Козунова, Николай Ярко и другие. Впечатляющим получился "хор" поэтов.
Новый же выпуск литературно-исторического альманаха тоже уже по доброй традиции открыла рубрика "Севастопольская классика". Под ней помещены лучшие стихи Григория Поженяна из цикла "Севастопольская хроника". Поэт-непосредственный участник сражений у черноморской твердыни-не нуждается в особых рекомендациях. Его пронзительные строки легли с первого исполнения в прочно запомнившуюся мелодию. Вспомним:
Маки, маки, красные маки,
Горькая память земли!
Неужели вам снятся атаки,
Неужели вам снятся атаки
Тех, кто с этих холмов
Не пришли?
Издать бы когда-нибудь уже опубликованные на страницах альманаха стихи "Севастопольской классики" и те, которые еще появятся, отдельной книгой. Интересной получится антология поэтических произведений о городе.
Альманах называется литературно-историческим. Очень кратко уже сказано о литературных произведениях свежего номера издания. Чем представлено его второе направление?
Подлинная Мекка представителей творческих профессий-Коктебель — будет еще долго остывать от завершившегося недавно VII международного Волошинского литературного фестиваля. В течение 4-5 дней его площадками стали тенистый дворик Дома поэта-в светлое время суток и зал местного Дома культуры-от захода солнца и до полуночи. Представительство на фестивале-широчайшее. Кого только на нем не встретишь. Уровень представленных произведений — высочайший. Жюри литературных конкурсов — строжайшее. Тем приятнее отметить успех на предыдущем литературном фестивале редактора литературно-исторического альманаха "Севастополь" писательницы Валентины Фроловой.
На суд организаторов и жюри фестиваля Валентина Сергеевна представила очерк "Три финала и один эпилог". Произведение было отмечено дипломом творческого соревнования. В 35-м номере "Севастополя" очерк, на который выпал успех в Коктебеле, помещен под рубрикой "История. Документы. Письма из давнего, незабытого".
Произведение, скорее всего, насыщено давними, но забытыми фактами истории, документами, а еще — славными именами. И какими именами! Это поэт Николай Гумилев, чей последний прижизненный сборник стихов "Шатер" вышел в Севастополе благодаря бескорыстной помощи коморси-командующего Морскими силами республики адмирала А.В. Немитца. Определенную роль Александр Васильевич сыграл также в судьбе коктебельского затворника, поэта и художника Максимилиана Волошина. После десятилетий забвения Валентина Сергеевна вернула уже новому поколению читателей имена таких оригинальных писателей, как Сергей Колбасьев и Николай Павлов.
Адмирал Немитц, который, кстати, сам писал стихи, прожил долгую жизнь. Писательнице Валентине Фроловой в самом начале творческого пути выпала удача беседовать с Александром Васильевичем в стенах Морской библиотеки. Валентина Сергеевна просто не могла не написать очерк "Три финала и один эпилог". А вот час его создания пробил только сейчас.
Остается добавить, что 23 сентября в помещении Центральной городской библиотеки имени Льва Толстого свежий номер литературно-исторического альманаха "Севастополь" будет предложен вниманию представителей творческой интеллигенции и читателей. Альманах поступит в библиотеки города.