Открытие Японии

Длительное время Япония была закрытой для мира. Об этом можно прочитать в цикле очерков "Фрегат "Паллада" Ивана Гончарова. Если обратиться к аршину измерения истории, то Страну восходящего солнца открыли вчера — чуть более полутора веков назад. С тех пор человечество познает ее уникальную культуру.Не все было гладко. В середине XIX века французский писатель Эдмон Гонкур в своем романе представил читателю парижскую гостиницу, обставленную… японской мебелью. Этого оказалось достаточно, чтобы произведение запретили.

Но постепенно Япония входила в моду. Фандорин — герой произведений Бориса Акунина — нанял слугу-японца и в жизни предпочитал стиль его далекой родины. Культура Страны восходящего солнца вообще и ее изобразительное искусство, в частности, буквально пленили поэта и художника Максимилиана Волошина. По его словам, японским мастерам "доступны такие задачи, перед которыми европейские художники становятся в тупик". Максимилиан Александрович горячо стремился поехать в Японию, чтобы поучиться у местных коллег. Осуществить эти планы нашему земляку помешали бурные события начала прошлого века.

Стоит привести совершенно свежий пример. В конце минувшей недели на должность президента Евросоюза избран бельгиец Херман ван Ромпей. Он преуспел не только в политике, но и в сочинении стихов в три строки, как предпочитают в Японии.

Чем привлекает нас японская культура? Ее незамутненность, ведь очень долго она была защищена от влияния культур даже соседних государств. В Стране восходящего солнца мирно сосуществуют традиции древности и современности.

Общественная организация "Женский клуб "ФрезИя" и ее председатель Елена Белимова не раз радовали севастопольцев оригинальными выставками. Вот и на сей раз не без труда собран и оформлен показ вышивки, графики, живописи, керамики, мозаики…

С последней и начнем свой рассказ. Мозаичные панно представила на выставку Алиса Мельник. Она не всегда жила в Балаклаве, как сейчас. Судьбой ей было определено провести несколько лет на Дальнем Востоке, на берегу Японского моря. Разноцветные камешки, ракушки с линии прибоя и стали материалом для ее творчества. Сюжеты соответствующие: самурай, гейша, беседующие между собой японские кумушки.

Запас камней, доставленных через десяток часовых поясов, пошел на убыль. Но и крымские пляжи усыпаны местами полудрагоценными минералами. Значит, будут новые работы, новые сюжеты.

— Я хочу еще создать образ борца сумо, — делится своими творческими планами Алиса Мельник. — И на этом японский цикл будет завершен. В дальнейшем хочу поработать над иконами, цветочными композициями.

На выставке каждого посетителя ожидают встречи с произведениями, выполненными в различной технике: декупаж, кусудама, бансай…

Сам для себя делаю открытия. Анатолий Ярышкин живет в Севастополе, Александр Шеханин — в Кастрополе. А сблизила их работа над созданием керамических изделий в технике раку, что в переводе означает "радость" или "душевный покой". Потрясающе: керамика заключает в себе сразу три стихии: землю, воду и огонь. Но слепленная без гончарного круга посуда украшена в пламени еще ярчайшей глазурью, эмалями, солями металлов. Глаз не оторвать. Время возникновения техники раку уходит в глубь столетий. Но только в ХХ веке она стала известна европейским керамистам и сразу завоевала их сердца.

Еще одно лично мое запоздалое открытие — скульптурки из бумаги, выполненные в технике оригами. Это работы Михаила Бекирова. Он хоть и молод, но уже посвятил своему увлечению восемь лет и за это время стал настоящим мастером. Его регулярно приглашают участвовать в различных выставках. Михаил постоянно украшает своими произведениями елки в Доме детства и юности в Симферополе (сам он живет в селе Чистеньком, что под боком у административного центра Крымской автономии).

Михаилу Бекирову очень хочется побывать на родине оригами. На людей посмотреть и себя показать. А ближайшие планы парня — создать скульптуру морского ежа. Из одного цельного листа бумаги, как до сих пор.

— Морской еж, — говорит мастер, — это не менее 900 изгибов бумаги.

Нынешняя выставка в Доме Москвы для многих — хорошее продолжение знакомства с богатым, но все еще таинственным искусством Японии, а для некоторых посетителей — счастливое открытие.

На выставке мало экспонатов непосредственно из Японии. Интересно, что эти экспонаты созданы руками наших людей — тех, кто освоил язык искусства Страны восходящего солнца.

Другие статьи этого номера