Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 16o

Сергей ДАНЧЕНКО: "Нравственность и культуру надо прививать"

О "камерном" существовании классической музыки на постсоветском пространстве говорить не приходится: это аксиома, требующая не доказательств, но подтверждений. В этом отношении каждый коллектив, составляющий свой репертуар из классических произведений, сродни подвижнику. Как бы высокопарно...

О "камерном" существовании классической музыки на постсоветском пространстве говорить не приходится: это аксиома, требующая не доказательств, но подтверждений. В этом отношении каждый коллектив, составляющий свой репертуар из классических произведений, сродни подвижнику. Как бы высокопарно это ни звучало, но так оно и есть. С Сергеем Данченко, руководителем севастопольского камерного ансамбля "Аллегро", мы встретились в комнате Дома офицеров Черноморского флота — здесь на протяжении 11 лет существования ансамбля артисты отрабатывают новые программы, здесь идёт подготовка "зелёных" учеников, у которых потом есть шанс попасть в основной состав. И хотя наш разговор с Сергеем Александровичем касался текущих проблем ансамбля, сквозь них будто бы "просвечивались" трудности более глобальные, превосходящие масштабы Севастополя. — Сергей Александрович, насколько я знаю, вы окончили училище и институт имени Гнесиных по классу скрипки, немало ездили по ближнему и дальнему зарубежью. Однако, завершив обучение, вернулись в родной Севастополь. Почему не захотели осесть в городе, где музыкальные традиции более развиты?

— Да, я исколесил всю Россию с камерным оркестром, поработал за рубежом, поездил с гастролями по Европе. Севастополь — мой родной город. Когда я учился в музыкальной школе, интеллектуальный уровень Севастополя был очень высок. За время перестройки многое изменилось. В сфере игры на струнных инструментах, к сожалению, тоже. Именно поэтому 11 лет назад я решил объединить самых профессиональных музыкантов города в коллектив "Аллегро".

— Таким образом вы хотели поднять уровень музицирования на струнных инструментах?

— Да. Понимаете, главная беда нашего города — кадровый голод. В этом наше отличие от таких крупных центров, как Киев, Львов, Одесса, Днепропетровск, Донецк, — им есть из чего выбрать. Из создавшегося положения выход был один: собрать квалифицированных музыкантов и одновременно организовать учебный процесс для желающих повысить своё мастерство. Закон нашей профессии суров: если сегодня ты играешь на одном уровне, то завтра ты будешь играть либо лучше, либо хуже. Мы создали наш ансамбль, чтобы от репетиции к репетиции, от концерта к концерту играть всё лучше и лучше. Благодаря поддержке руководства Дома офицеров в течение 10 лет мы старались следовать нашей основной цели.

— Насколько камерный ваш ансамбль?

— В разное время наш состав менялся: у нас играли от шести до десяти, максимум — двенадцати музыкантов. Сегодня нас семеро — сказывается кадровый голод на квалифицированных музыкантов. К тому же — и это настоящий заколдованный круг! — многие артисты нашего ансамбля уезжают в другие города и страны: в Санкт-Петербург и Москву, в Италию, Нидерланды и США… Видимо, "Аллегро" является трамплином для развития и карьерного роста.

— Сколько программ вы представили за 10 лет?

— Около сорока. На самом деле, это очень мало. К сожалению, это ещё одна характерная черта нашего города: после премьеры приходится сразу готовить следующую программу. Как протуберанец: вспыхнул — и тут же погас.

— Сказывается недостаток залов или слушателей?

— Своя аудитория у нас есть, причём приятно, что это слушатели разных возрастов. Радует, что очень много молодёжи. Кроме того, появилось и время, и возможности для концертной деятельности. После сокращения творческих коллективов на Черноморском флоте ДОФ по-прежнему предоставляет нам помещение для репетиций, прекрасный зал для проведения концертов. Правда, возникла обычная для культурной сферы проблема финансирования. Кроме того, нам нужен администратор — на репетиции уходит львиная часть нашего времени. Но кто согласится на эту должность? Профессия администратора классических коллективов не пользуется престижем во всём мире.

— Почему же?

— А вы сравните. Камерный коллектив может собрать на концерт человек 300-400. А поп- или рок-звезда? 5 тысяч, 30 тысяч человек… Стадион! На первый взгляд, выбор очевиден. Конечно, он не очевиден в культурном плане, но тут уже нужно говорить о жизненной философии нашего общества. На мой взгляд, в советское время применялся очень прогрессивный подход — культуру насаждали. Людей нужно учить нравственности, как детей в школе. Это не даёт моментальной отдачи, но позволяет человеку развиваться как личности, потому что музыка — средство осмысления, познания мира. Любое классическое произведение — будь то картина, проза или поэзия, художественный фильм, музыкальная композиция — делает из человека личность. Тут уместна параллель со здоровым питанием: можно объедаться и жить в своё удовольствие, а можно ограничивать себя, но результат того стоит. Наша жизнь — не просто цепь удовольствий, но и процесс самоограничения, без которого немыслимы самопознание и саморазвитие.

— Самоограничение? Мне кажется, для современного человека это так же дико и непрагматично, как, например, пост.

— К сожалению, да. За последние 20 лет нам активно насаждают стиль культуры, в основе которого лежит не формирование личности, а удовлетворение потребностей. И что мы получили? Вчера мальчик или девочка взяли в руки микрофон, сегодня в них вложили круглую сумму, а завтра они уже выступают и собирают стадионы. Конечно у нас остались люди, поддерживающие традиции. То, чем мы занимаемся, классическая музыка, требует труда и подготовки от слушателя, требует, чтобы он был личностью, обладал стремлением к интеллектуальному развитию.

— Сергей Александрович, и всё-таки: вам не кажется странным, что страна, которая так долго была самой читающей в мире, которая внедряла такой прогрессивный, по вашим же словам, подход к культуре, так быстро сдалась на милость американскому "фаст-фуду"?

— Дело в том, что после развала Союза нас развернули на 180 градусов. Сказали: главное в жизни — обогатиться, неважно, каким способом. Заметьте: во времена Пушкина главное было — сохранить честь, в XX веке — просто выжить. А в веке XXI — выжить любой ценой. Как только во главу угла было поставлено обогащение, результат не замедлил сказаться. Если вкратце, жизненная философия нашего современника проста: "Получать, потреблять и зарабатывать на это снова".

— Это искусственное торможение?

— Скорее всего это происходит на ментальном уровне.

— Выходит, противостояние идёт на уровне народов? Что же тогда можем сделать мы, рядовые единицы этих народов?

— Наша задача — не идти на поводу у всеобщей тенденции. Не изменять себе, не изменять своему делу. Людей надо воспитывать. Результат отсутствия подобного воспитания — катастрофа для любого государства. Там, где нет целенаправленного эстетического и нравственного воспитания, происходит деградация.

— В каком смысле?

— Смотрите: интеллектуальное развитие граждан — это залог безопасности государства от внешних воздействий, от поглощения другими государствами. Интеллектуальная личность не позволит себя подчинить. Личности, составляющие народ, — капитал не меньший, а больший, чем даёт экономика. Я надеюсь, что люди поумнеют, станут более образованными и поймут, что без многих вещей жить попросту нельзя. Можем ли мы жить без работ Микеланджело, без музыки Баха? Конечно можем, но это делает нас как личностей ниже. Можно вообще жить по-простому: кушать, спать и путешествовать. В людях надо будить творческое начало, ведь именно в этом смысл жизни. А об этом мы как раз и забыли.

— Конечно забыли. Музыку Баха ведь не продать, не купить, на дачу на ней не поедешь, на хлеб не намажешь…

— Кстати, чем больше вы интеллектуально развиты, тем большую ценность для вас приобретают произведения искусства. В Европе, например, на концертах классической музыки слушатели сидят с партитурами. Почему? От партитуры концерта того же Баха можно получать эстетическое удовольствие, просто созерцая её: настолько это графически совершенно исполнено, насколько это гармонично и упорядоченно. Или вот возьмём "Лунную сонату" Бетховена. Почему она пользуется такой популярностью? Ведь это просто цепь несложных аккордов. А всё дело в том, что эта музыка настолько высокого класса, что здесь, как у Микеланджело, удалено всё лишнее, но осталась такая энергетическая и интеллектуальная мощь! В этих простых аккордах каждый человек, вне зависимости от его образованности и нравственного развития, находит свой жанр. Чем больше человек ходит на концерты классической музыки, чем больше он познаёт, тем шире перед ним открывается мир. И самое главное: человек должен оставаться человеком. А пока нас готовят к тому, что человек — это ходячее потребляющее тело, серая масса, которой легче управлять.

— Неужели мы так и останемся серой массой? Ведь всё к тому и идёт: пациент скорее мёртв, чем жив…

— Вспомните фильм Тарковского "Андрей Рублёв". В сцене распятия Христа закадровый голос Рублёва говорит: "…А на мужика всё новые беды сыпятся. То татары по три раза за осень, то голод, то мор, а он все работает, работает, несёт свой крест смиренно. Не отчаивается, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их?" Может, в денежном отношении мы и занимаем низшую ступень пирамиды индустрии развлечений, но в человеческом отношении мы на вершине, и наша задача — убеждать людей в том, что они люди — не механизмы. Будем работать, давать концерты. Нужно работать и верить. К тому же профессия музыканта — как капкан: даже если она не приносит вам достаточно материальных благ, вы всё равно не можете выбраться, настолько это захватывает. Это уже на всю жизнь.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ