Скандал вокруг средств, полученных Украиной от Японии по Киотскому протоколу в период пребывания Юлии Тимошенко на посту премьера, вот уже второй год, находится в центре общественного внимания. К этой теме даже пытаются "прицепить" некую политическую подоплеку. Попробуем разобраться, что же произошло на самом деле.
В марте 2009 года Украина и Япония подписали соглашение по продаже Украиной квот на выброс парниковых газов в атмосферу.
Тогдашний премьер Тимошенко преподносила это протокольное событие, как свое личное выдающееся достижение. Мол, сделала деньги "из воздуха". О том, что "киотские" деньги — это далеко не подарок, и на самом деле направления и способы их использования четко оговорены в международном документе, именуемом Киотским протоколом, Тимошенко и ее пропагандисты скромно умолчали.
Приближались президентские выборы, и Тимошенко срочно нужны были ресурсы для агитации. В тот период одним из своих достижений правительство называло своевременную выплату пенсий (хотя это, на самом деле, — прямая обязанность и сфера ответственности для любой власти). Со временем, когда встал вопрос, куда же делись "киотские" миллиарды, была обнародована версия, что они и были пущены как раз на покрытие недостачи в Пенсионном фонде. За нее сразу же активно "ухватились" пиарщики Тимошенко. Дескать, для людей правительство старалось, хотело дать пенсионерам пенсии.
Но даже если закрыть глаза на тот факт, что перевод этих денег в Пенсионный фонд является нецелевым их использованием, то возникает другой вопрос. А именно: куда же тогда правительство Тимошенко подевало деньги из Пенсионного фонда? И почему в ПФ возник дефицит?
На это ответов пока нет. Тем паче, что, согласно установленной международной процедуре, сторона, предоставившая средства в рамках Киотского протокола, обязана проводить мониторинг их использования на реализацию соответствующих проектов, и даже более того — несет ответственность за результаты их реализации.
Как известно, недавно против экс-премьера Юлии Тимошенко было возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий при использовании средств по Киотскому протоколу. Естественно, это вызвало у японцев беспокойство, так как, в частности, это может создать им трудности при подписании аналогичных договоров с другими странами. Для нашей страны это может означать не только немедленный возврат всей суммы из госбюджета, но и огромные штрафные санкции, а также резкое ухудшение инвестиционного климата и снижение доверия международной общественности.
Какие же можно сделать выводы из этого исследования?
Во-первых, неизвестно на что были израсходованы миллиарды бюджетных средств, за которые стране необходимо отчитаться перед иностранными партнерами и, возможно, вернуть всю сумму плюс штрафы. Во-вторых, подмочена репутация Украины как государства-партнера в международных соглашениях. В-третьих, за "художества" предыдущего правительства придется расплачиваться из последующих бюджетов.
Второй вывод: никакой политикой в этой чисто криминальной истории даже не пахнет. Просто нужно (и это третий — главный вывод), чтобы каждый чиновник, каждый член правительства (неважно — бывшего, нынешнего или будущего) всегда четко понимал, что бюджетные деньги — это не собственный кошелек, и за любые незаконные манипуляции с ними, какими бы благими намерениями они ни прикрывались, придется отвечать.
Может, тогда, когда это будет абсолютно понятно, Украина и станет, наконец, действительно цивилизованным и правовым государством. А сейчас есть резон подождать окончательных выводов специально созданной комиссии.