Морпорт ждет инвестиций

В 1996 году Верховной Радой принимается решение об открытии пункта пропуска судов через государственную границу Украины в Севастопольский морской торговый порт. Это событие ознаменовало выход предприятия на международный уровень. Морпорт стал членом Ассоциации круизных портов Средиземного и Черного морей. Вскоре была разработана программа стратегического развития морпорта до 2015 года, но ее реализацию сдерживает отсутствие финансовых средств. Это обстоятельство и ряд других стали побудительным мотивом привлечения прямых иностранных инвестиций.

В Севастополе был проведен "круглый стол", на котором состоялась презентация результатов исследования производственного потенциала порта, проведенного представителем Агентства США USAID Кеннетом Карпински, являющимся признанным специалистом по портовым операциям. Проводя свое исследование, американский эксперт общался с руководством порта, с представителями местных органов власти, туроператорами, экономистами и туристическими агентами. Исходя из своего многолетнего опыта работы по оптимизации функционирования ряда портов Новой Гвинеи и на основе анализа производственной деятельности Севастопольского морского торгового порта он пришел к следующим выводам.

В последнее время во всем мире (и особенно на Средиземноморье) ежегодно на 10 процентов увеличивается число круизных рейсов, которые стали совершать теплоходы большой вместимости и осадки. Только на этот год порт получил более 40 заявок на заходы лайнеров. Потенциально это открывает большие возможности для создания в Севастополе круизного центра, тем более что город имеет хорошую репутацию как пункт назначения, в котором сосредоточены исторические и культурные ценности. Однако, по оценке американского эксперта, сдерживающими факторами развития порта в этом направлении остаются недостаточная протяженность причальных линий и малые глубины бухты. Уже сейчас, сказал Карпински, порту необходимы причалы, к которым одновременно могли бы швартоваться до пяти лайнеров. Пока же только один лайнер может швартоваться к причалу морвокзала и один — встать на якорную стоянку на внутреннем рейде.

Еще одним фактором, препятствующим развитию порта, американский эксперт назвал отсутствие в прибрежной зоне неосвоенных земель, из которых значительная часть не находится под юрисдикцией местных органов власти. В этом вопросе Карпински проявил дипломатичность. Он не стал давать никаких оценок передаче земель в длительное пользование Черноморскому флоту России, ограничившись фразой "Базирование в Севастополе двух флотов имеет как плюсы, так и минусы", и обратил свой взор на причалы "Севморзавода". По оценке эксперта, в ближайшие годы это предприятие, балансирующее на грани банкротства, не будет обеспечено заказами на судоремонт, поэтому его причалы могли бы использоваться для швартовки пассажирских и грузовых теплоходов, заходящих в порт. Карпински также порекомендовал правительству Украины изменить нормы распределения дохода между портом и госбюджетом, создать администрацию порта, развивать частный морской туризм, принять нормативные акты, обеспечивающие возможность захода и длительной стоянки в бухте парусных судов и яхт.

Все это останется благими пожеланиями до тех пор, пока управление инвестиций городской госадминистрации и фонд "Севастополь" не решат вопрос о привлечении прямых иностранных инвестиций для развития порта. В нем создана рабочая группа, которой руководит исполняющий обязанности главного инженера порта Андрей Кузнецов. Порт готов предложить потенциальному инвестору для освоения земельные участки в Малом Инкермане, на 4-м километре Балаклавского шоссе. На них есть энерговооруженный причал, площадки для перевалки грузов, для организации других производственных процессов и строительства береговой инфраструктуры. Эти земельные участки уже включены в перечень проектов, которые в июне 2011 г. будут представлены на международном инвестиционном форуме.

Лев БЛЕСКИН.

В тему

КАПИТАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПО СЕВАСТОПОЛЮ

За 2010 год в развитие экономики Севастополя предприятиями и организациями за счет всех источников финансирования направлено 1866,9 млн грн капитальных инвестиций (без учета НДС).

Доля капитальных инвестиций в материальные активы составила 98,6%. Инвестиции в основной капитал (капитальное строительство, приобретение машин и оборудования, транспортных средств) составили 88,6% от общего объема капитальных инвестиций.

Основным источником финансирования, как и ранее, остаются собственные средства предприятий и организаций, за счет которых освоено 35% капиталовложений.

Прирост инвестиций в основной капитал за 2010 год зафиксирован: в Гагаринском районе — на 71,3%, в Ленинском — на 16,3%.

Капиталовложения в жилищное строительство составили 960,8 млн грн, что в 2,2 раза больше, чем за 2009 год.

По материалам управления статистики в Севастополе.

Другие статьи этого номера