Иван ВЕРНИДУБОВ: "Для борьбы с коррупцией нужна железная воля"

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ НАДЕЕТСЯ, ЧТО АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ЗАКОН ВСТУПИТ В ДЕЙСТВИЕ УЖЕ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ.
На минувшей неделе народные депутаты Украины работали в своих округах. Иван Вернидубов во время этой "окружной" недели провел прием граждан. Нашлось у Ивана Васильевича и время встретиться и поговорить с нашим корреспондентом. — Иван Васильевич, начнем, наверное, с депутатского приема граждан. Как он прошел? Не секрет, что к депутатам местных советов — районных, городских — избиратели обращаются в большинстве своем с бытовыми проблемами, которые можно и должно решать на уровне, скажем так, рэпа. А с чем идут к депутату Верховной Рады?

— Вы знаете, по большому счету, и к нам тоже идут с жалобами на низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, на неудовлетворенность размерами пенсий, судебную волокиту.

Я, как народный депутат, систематически, начиная со 2002 года, осуществляю прием севастопольцев и убеждаюсь: вопросы, которые их волнуют, в основном остаются прежними: все эти годы, люди идут с наболевшими проблемами, в первую очередь, социального характера. Встречи с избирателями, приемы граждан помогают судить о социально-политической ситуации в городе, в стране, высказанные в их ходе предложения помогают мне в законотворческой деятельности в парламенте.

Что касается нынешнего приема, то он несколько отличается от предыдущего, который я проводил в Гагаринском районе. Инкерман — это не только сам город, но и несколько населенных пунктов, входящих в его состав. Свой особый статус, отдаленность от городского и районного центров — все это сказывается как на решении социально-бытовых вопросов непосредственно самих жителей, так и на работе представительного органа — Инкерманского городского совета.

Было принято 32 избирателя. Суть обращений можно разбить на несколько направлений. Это вопросы соблюдения порядка в общественных местах. Большинство жителей Инкермана жалуются на работу "наливайки" — торгового заведения "Лидер", которое торгует спиртными напитками днем и ночью. Спиртное продают как взрослым, так и детям. Начальник местного отделения милиции, которого удалось найти только к вечеру, объяснил, что в этой "наливайке" все законно. Я сомневаюсь. Будем разбираться.

Дымит ООО "Крымсплав" — люди падают в обморок. Инкерманский горсовет не может добиться от его директора В.П. Качуры, чтобы он работал в соответствии с экологическим законодательством. Хотелось бы услышать веское слово правоохранительных органов.

Депутатов местного совета волнуют проблемы бюджетного обеспечения Инкермана. Из-за недостаточного выделения средств на отдельные социальные программы из городского и районного бюджетов страдают жители Инкермана: не ремонтируются внутридворовые дороги, освещение и прочие.

К великому сожалению, начатую в 2003 году Программу газификации улиц как самого Инкермана, так и его населенных пунктов завершить к 2008 году не удалось по причине того, что в последние пять лет прежние руководители города этим вопросом не занимались. Теперь приходится наверстывать упущенное.

— Десять дней назад в Санкт-Петербурге прошло очередное пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. В его работе принимала участие и Постоянная делегация Верховной Рады, которую вы возглавляете. Какие вопросы рассматривались в Северной Пальмире?

— Совершенно верно, 15-17 мая наша делегация принимала участие в 36-м пленарном заседании МПА СНГ. Повестка дня была очень насыщенной. Часть рассмотренных вопросов касалась системы образования в государствах — участниках СНГ, в частности о правовом обеспечении ее модернизации. Кроме того, были рассмотрены модельные законы "О начальном и среднем профессиональном образовании" и "О дистанционном обучении в государствах — участниках СНГ". Это что касается образования. Обсуждался и ряд других модельных законов ("Об основах регулирования Интернета", "О стратегической экологической оценке", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров") и кодексов (Рыбохозяйственный кодекс, Кодекс о судоустройстве и статусе судей). В целом очередное пленарное заседание прошло на достаточно высоком уровне, поработали достаточно плодотворно.

Тут следует отметить, что программа мероприятий, проходивших в рамках нынешней Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, не ограничивалась лишь пленарными заседаниями. Я бы хотел выделить два таких мероприятия. Во-первых, это Международная научная конференция, посвященная 65-й годовщине Нюрнбергского процесса.

— Значение этого процесса, которым, пожалуй, впервые в истории была поставлена юридическая точка в войне, трудно переоценить…

— Этот главный исторический, правовой и чисто человеческий материал, разоблачающий нацизм, так и не стал всеобщим достоянием граждан наших государств, внесших определяющий вклад в разгром фашизма и уничтожение нацистской идеологии. Как известно, будущее зарождается в прошлом, проходя через настоящее. Поэтому потеря исторической памяти как духовно-нравственной опоры человека и общества недопустима. Сегодня растут новые поколения людей, лишенных, так сказать, иммунитета и от сталинизма, и от нацизма. 84,1 процента нынешнего поколения украинцев родились после Второй мировой войны (в России — 80%). То, что ранее было не требовавшей комментариев данностью и бесспорной аксиомой (для участников и очевидцев войны и победы), с течением времени воспринимается по-другому. В том числе — обрастает вольными и невольными заблуждениями, подвергается политической абберации. Особенно если учесть, что нет недостатка в лукавых и недобросовестных толкователях всего, что прожито и пережито человечеством в ту неоднозначную эпоху.

Результат — поляризация настроений, возрастающий радикализм социума, особенно в молодежном его сегменте. Недавний пример того — абсурдные по своей бессмысленности и провокационности столкновения во Львове в День Победы. Вирусы забывчивости и незнания должны нас особенно беспокоить. Отвратительные семена экстремизма, примитивные формы нацизма и ксенофобии прорастают в сознании уже постсоветских поколений, угрожая вспышками диких столкновений и выступлений против ценностей военного и послевоенного поколения, "войной с памятниками", на которые так щедра наша земля. Сегодня приходится с грустью констатировать: победители и их наследники разобщены и даже деморализованы. И потому необходимо помнить о Нюрнберге и о том, что к нему привело.

— Иван Васильевич, вы сказали, что выделили бы два мероприятия. Какое второе?

— Это целая программа мероприятий "Последний путь Тараса Шевченко", приуроченная к 150-летию со дня перезахоронения Кобзаря и проходившая под эгидой Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. Парламентарии и научные работники из Украины, России и Казахстана проследовали по маршруту, по которому в 1861 году проехала траурная процессия с телом Великого Кобзаря, возвращаясь из Санкт-Петербурга в Украину. Митинги-реквиемы в Санкт-Петербурге и Москве, Орле и Твери, Глухове и Батурине, Киеве и, конечно, в Каневе, на Чернечей горе.

— Буквально на прошлой неделе были обнародованы данные исследований британской аудиторской компании Ernst & Young и швейцарской IMD относительно коррупции в различных странах, в том числе и в Украине. Вы являетесь одним из активных "доработчиков" президентского антикоррупционного законопроекта: из 77 ваших поправок ко второму чтению все 77 были учтены при голосовании. Знакомы ли с этими данными?

— Конечно, знаком. Согласно данным Ernst & Young, широкое распространение коррупции и взяточничества в Украине признал 91% предпринимателей, опрошенных аудиторской компанией. По этому показателю страна заняла 24-е, предпоследнее (поскольку опрашивались представители крупных компаний 25 государств) место в Европе. По этому показателю Украина уступает лишь России (93%), в то время как в среднем по Европе он составил 62%. Но если в Европе об увеличении уровня коррупции в текущем году сообщили 40% респондентов-предпринимателей, то в Украине — 55%.

Однако швейцарские эксперты из Института развития менеджмента швейцарской бизнес-школы (IMD) оказались более пессимистичны — по уровню коррупции Украина заняла последнюю позицию в их рейтинге, включающем 59 стран, оказавшись хуже России, расположившейся на одну позицию выше.

И это не единственные исследования, которые подтверждают насущность, необходимость принятия закона о борьбе с коррупцией. Я, как председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения борьбы с коррупцией, могу говорить об этом совершенно точно.

В апреле мы приняли антикоррупционный президентский закон. Но сам по себе он не заработает. Его надо проводить в жизнь твердой рукой, и президент должен использовать всю полноту своей власти, чтобы закон выполнялся неукоснительно и был подкреплен пакетом новых нормативных актов. К сожалению, применение к коррупционерам карательных мер пока не привело к главному: чиновники все еще не опасаются воровать и брать взятки, а потому борьбу с ними надо вести всем.

— Тяжело проходил этот законопроект?

— Если считать, что Виктор Янукович подал его 23 декабря 2010 года, а закон в целом был принят 7 апреля нынешнего, то срок прохождения, наверное, не самый длительный. В отличие от законопроектов "О городе-герое Севастополе" или "О языках в Украине".

Другое дело, что этот законопроект получил 432 представленных субъектами права законодательной инициативы предложения, каждое из которых было тщательно проработано нашим комитетом. Условно их можно разделить на две группы. Первая — это 257 предложений к 33 статьям законопроекта. При этом две трети этих предложений касались лишь шести статей и затрагивали вопросы понятийного аппарата, подарков, специальной проверки, финансового контроля, антикоррупционной деятельности общественных институтов. Вторая группа предложений — это предложения в раздел "Заключительные положения". Таких предложений 175. Они в основном касались изменений в Кодексе Украины об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Украины. Всего учтено полностью или частично почти 40 процентов предложений, которые не меняют общую структуру поданного президентом Украины законопроекта.

Следует отметить, что комитет прежде исходил из того, что содержание законопроекта должно соответствовать положениям мировых антикоррупционных стандартов: о Конвенции ООН против коррупции, европейским Уголовной и Гражданской конвенциям, стороной которых является Украина. В настоящее время документ находится на изучении в Администрации президента. Будем надеяться, что президент Украины подпишет закон и он вступит в действие с 1 июля 2011 года.

— Иван Васильевич, вы сами как считаете, есть ли надежда победить коррупцию в Украине, достаточно ли этого закона или уже сегодня нужно вносить в него новые поправки, ужесточать ответственность?

— Я, возможно, лирик, но не настолько, чтобы пообещать полную и безоговорочную победу над коррупцией в отдельно взятой Украине или сразу во всем мире. Увы, почитайте древних: человеческие добродетели и пороки через многие века остаются одними и теми же. Коррупция, как и другие негативные явления, во всем мире есть и будет всегда. Иное дело, как власти справляются с этим явлением, какова степень ее распространенности. И новый закон сам по себе является лишь одним из многих составляющих для минимизации этого общественно опасного явления. И нужна железная воля, чтобы закон реально заработал.

Другие статьи этого номера