Расплата для пирата

В последние годы на передний план особо выдвинулась проблема пиратства. Наша газета не раз затрагивала эту тему, опираясь на рассказы участников событий, побывавших в пиратском плену. Можно ли противостоять морским разбойникам? Мы предлагаем вниманию наших читателей интервью с человеком, имеющим непосредственный опыт участия в антитеррористических операциях, начальником радиостанции спасательного морского буксира "СБ-36" ЧФ РФ Владимиром Васильевичем КОВГАНОМ. — Владимир Васильевич, каким образом спасательный морской буксир оказался задействован в боевых операциях?

— Основная часть нашего экипажа — люди мирных, гражданских специальностей. Но также на борту во время боевых походов находится группа морских пехотинцев. Службу буксир начал в 2009 году. "СБ-36" взаимодействует с военными кораблями Черноморского флота, и не только. Не раз мы отрабатывали совместные действия по приему-передаче грузов, бункеровкам пресной водой, топливом и различными ГСМ. Также в наши задачи входит сопровождение кораблей — участников антипиратской коалиции, обеспечивающих безопасность проводки караванов судов.

— Последнее время тема пиратства особенно актуальна. Вам приходилось сталкиваться с этим явлением?

— В прошлом году мы обеспечивали ПСО кораблей и судов в Средиземном море и Индийском океане. Практически каждый день отовсюду приходили сводки о попытках захватить пиратами очередное судно. Изредка эти попытки завершались успешно.

— Сегодня чаще всего, если судить по сводкам новостей, нападения пиратов происходят в водах Сомали. Почему?

— В водах Сомали морской разбой имел место и в прошлом. Но, начиная с 2000 года, это явление приобрело значительные размеры и в настоящее время представляет реальную угрозу морскому судоходству. Причины — затянувшаяся война внутри страны, нелегальный лов рыбы иностранными судами в сомалийских водах. Захват судов с требованием выкупа оказался для сомалийцев самым быстрым источником доходов.

— Обычно пираты требуют огромные суммы за освобождение заложников…

— Различают пиратство с криминальными и политическими целями, так называемый морской терроризм. Но их тактики схожи. Криминальным пиратством занимаются как организованные, так и неорганизованные преступные группы. Их мотив — получение прибыли. Свои дела пираты ведут, как бизнесмены. Проявляют гибкость в вопросах суммы выкупа, например, сначала взвинчивают его размер, затем уступают, соглашаясь на меньшую сумму. По отношению к заложникам в общем-то стараются не применять излишнего насилия и жестокости, понимая, что хорошее состояние заложников — один из главных козырей в переговорном процессе.

Политически мотивированное пиратство встречается реже. Морские террористы стремятся продемонстрировать несостоятельность правительства контролировать ситуацию в стране, привлечь внимание международных средств массовой информации. Сомалийские пираты — это, как правило, жители местных деревень, самая обедневшая прослойка общества. Они — исполнители.

На самом деле пиратские нападения планируются и готовятся на побережье. Ведь после успешных атак необходимо безопасное место для стоянки захваченных судов, для ведения переговоров. Военные лидеры, полевые командиры и различные мафиозные боссы, контролирующие города, порты и деревни на побережье, обеспечивают безопасность пиратов и оснащают их всем необходимым имуществом.

— Круговая порука?

— Выходит, что так. Договоренности с военными лидерами и вооруженными формированиями защищают пиратов от уголовного преследования и позволяют избежать наказания. Военизированные группировки обеспечивают пиратов оружием и необходимым имуществом в обмен на часть выкупа. Более того, военные лидеры назначают пиратам определенную "таксу" за свои услуги, а пираты, в свою очередь, требуют от них помощи в продаже захваченного имущества через международную торговую сеть, на "черном" рынке, при обмене денег на местную валюту.

— Такое возможно разве что при полном отсутствии государственной власти…

— Политический и экономический кризис в Сомали разразился в 1991 году.

Отсутствие государственной власти обернулось неспособностью выполнять нормы международного морского права. Что скрывать, рыболовный флот отдельных государств не упустил шанса воспользоваться ситуацией. Были использованы хорошо оснащенные рыболовные суда нового поколения, позволяющие производить значительно больший нелегальный вылов рыбы. Это лишило местное население основного источника существования, вынудило сомалийцев самостоятельно противодействовать грабительскому вылову рыбы в их водах.

Поэтому первоначально пиратство в Сомали представляло собой единичные акты протеста, происходило в форме неорганизованных спонтанных атак, но эти атаки не включали захват судов, а были направлены на то, чтобы заставить иностранные рыболовные суда платить определенную "таксу" за право рыбачить в сомалийских водах.

Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Позже начали брать в заложники суда и экипажи. За них стали требовать выкуп. Пиратство приняло вид "бизнеса". По данным Международного морского бюро (IMB), число атак, например, в 2008-м по сравнению с 2007 годом, увеличилось на 200 процентов. Сумма выкупа выросла от 500 тысяч у.е. до 15 млн американских долларов.

— А как происходит захват судна, членов экипажа?

— Обычно производится предупредительный выстрел по носу судна с оглашением требований о прекращении сопротивления и остановке судна. Но в последнее время замечен рост насилия со стороны пиратов. Так, стала нормой стрельба по ходовому мостику судна, стрельба из гранатометов по местам возможного размещения экипажа.

Далее группа пиратов численностью от 10 до 30 человек (в зависимости от типа судна и плана операции) преследует и атакует цель на небольших пластиковых или деревянных лодках. Чтобы замедлить движение судна, пираты стреляют по нему из ручных гранатометов. Забрасывают веревочные лестницы или трапы с крюками и, вооруженные ножами и автоматами, поднимаются на борт. Берут корабль и экипаж под контроль, принуждают снизить скорость, чтобы основная группа пиратов тоже поднялась на борт.

— Всегда удивляло, как немногочисленная группа пиратов, пусть даже хорошо вооруженных, может на плохенькой лодочке захватить, например, танкер.

— Размеры пиратских лодок небольшие, но они оснащены современными, мощными, высокоскоростными двигателями. Атакуются как большие, так и малые суда. Захват больших судов дает ряд тактических преимуществ: легче получить информацию о графике и маршруте движения судна, о характере его груза. Однако тут пираты встают перед выбором: с одной стороны, атаковать большое судно легче, но захват большого судна привлечет общественное внимание и вероятность операции по его освобождению. Так, например, захват танкера "Сириус" послужил главной причиной усиления борьбы с пиратством. Кроме того, большие корабли невыгодно захватывать из-за их размеров: трудно спрятать. Другое дело — яхты, это самая легкая добыча. Операция по освобождению яхты маловероятна. Не будет сильного сопротивления со стороны экипажа. Яхтами владеют богатые люди, значит, за их освобождение можно потребовать большой выкуп. При отказе платить ее легко продать на местном рынке.

Захват рыболовных траулеров расценивается пиратами как операция со средним риском. Были случаи, когда рыбаки оказывали ожесточенное сопротивление. Суда такого класса легко превратить в суда-матки и использовать для снабжения пиратов. Эти суда имеют небольшие размеры, их легко спрятать у побережья. Например, можно привести случай с захваченным египетским судном Blue Star. После 28-дневных переговоров о сумме выкупа с компанией-судовладельцем пираты начали терроризировать экипаж, чтобы моряки звонили своим родственникам и информировали их о кризисе на борту.

Состоялось несколько телепередач по этому поводу. Пираты угрожали взорвать судно с 24 членами команды, если их требования не будут выполнены. Похожая ситуация была и с украинским судном "Фаина". Обычно компании-судовладельцы готовы выложить большие суммы, так как они все равно меньше стоимости судна и перевозимого груза.

— Как можно защититься от морских разбойников?

— Пиратство, безусловно, породило новый стиль жизни. Появились даже новые профессии. Бывшие учителя английского стали переговорщиками от имени своих боссов. Рестораны в крупных сомалийских городах переживают бум из-за возросшего числа пиратов. Но романтики здесь очень мало.

Пиратство — это то же преступление, которое необходимо искоренять. Замечено, что уровень насилия пиратов по отношению к командам и пассажирам на захваченных судах значительно вырос. Самым надежным способом предотвращения нападения или захвата является конвоирование гражданских судов военными кораблями.

По имеющимся данным, ни одно судно, конвоируемое военными силами, не подверглось нападению пиратов. Для обеспечения дополнительной безопасности на военных кораблях РФ находятся специальные антитеррористические группы, предназначенные для высадки на конвоируемые суда. Их личный состав оснащен стрелковым оружием, гранатометами, средствами специальной связи для отражения возможного нападения. Группы высаживаются до начала конвоирования и находятся на борту до окончания проводки. В ходе движения два раза в сутки, в утреннее и вечернее время, производится облет по маршруту конвоирования. Дальность облета составляет 30 км вперед по маршруту движения, ширина охвата — 20 км.

— Спасибо за беседу!

Другие статьи этого номера