Хлопушка

А ведь мы давно предупреждали, что рано или поздно Севастополь превратится в одну большую съемочную площадку, на которой сочтут за честь снимать кино великие режиссеры всего мира, а звезды первой величины будут путаться у нас под ногами, когда мы опаздываем на работу, давиться в наших маршрутках, с удовольствием фотографируясь и навязывая нам свои автографы! Нет, это не проект «Нью-Васюки», а, к счастью, реалии сегодняшнего города-героя. Каждый из нас имеет шанс попасть в большое кино, став артистом второго плана, групповки или, на худой конец, массовки. Но бывают и такие везунчики, которых приглашают в съемочную группу на весьма серьезные должности. Например, «помощник режиссера»! Звучит очень солидно, хотя сами киношники эту должность в шутку и с уважением называют «хлопушка». Севастопольская «хлопушка» Анна ШКОЛЯР — крупным планом в кинорубрике «Профили».

Анна Школяр, 27 лет. Учится на 2-м курсе факультета "Режиссура кино и телевидения" в Крымском филиале Киевского национального университета культуры и искусства. То есть именно от Анны и иже с нею напрямую зависит, что мы с вами будем смотреть на экранах кинотеатров и своих телевизоров в ближайшие -дцать лет. О кино, и не только.

— Самый каверзный вопрос: как молодые симпатичные девушки попадают в большое кино? Можешь не отвечать. Шутка!

— Еще как отвечу! Если мы о Севастополе и о моей работе, то упор при подборе претендента делается на профессионализм, а не на смазливость и длинные ноги! Ведь обычно за "большим кино" все разъезжаются отсюда по столицам, а там у каждой (каждого) своя дорога, свой путь, свои методы проникновения на экран или в "телевизор". Я сделала наоборот: встречаю большое кино здесь, в Севастополе. Встречи, правда, не частые и кино не всегда большое, но для меня, как для будущего режиссера, — идеальный вариант…

Благодаря опыту работы, пусть и скромному, помощником режиссёра в одном из Севастопольских театров на запрос из киноагентства меня порекомендовали на должность помощника режиссёра в российский кинопроект. Вот таким длинным путём нашло меня моё киносчастье! Так что в моём случае внешность не является решающим фактором. Навыки, полученные в театре, определили выбор профессией меня.

А после первого проекта стали приглашать ещё и еще — так я поняла, что прошла "кастинг". Режиссуру физикой и химией не просчитать, тут постоянно развиваться надо, видеть, слышать, идти, знать профессию снизу доверху, изнутри. Почему-то такая ассоциация возникла: длинная деревянная лестница, что-то такое из детства, из дедушкиного сада, смотришь и не можешь среди веток разглядеть, где она заканчивается. Работа помощником режиссёра в кино — чисто техническая, но для опыта просто необходима!

— Похвастайся своей фильмографией. Чем гордишься, а что считаешь "проходным"?

— Я же начала работать сравнительно недавно, поэтому горжусь абсолютно всем! Главное, что выдержала и не сбежала после первого же рабочего кинодня с площадки, не отказалась от выбранной профессии. Напряжение, особенно в первые дни, само по себе сильное, а у меня ещё не хватало знаний, опыта…

Еще специфический кинослэнг — это вообще, отдельный язык: нужно пойти и сделать то, а я не знаю что… В общем, в первый же день — нервный тик на оба глаза и стресс такой, что колени подкашивались. Сама от себя не ожидала, честно, не ожидала! Спасибо второму режиссёру Татьяне: флегматичная мудрая женщина тихо и спокойно учила меня всему, чего я не знала, подсказывала и помогала на протяжении всего проекта. И из севастопольской продюсерской группы морально очень поддержала Светлана; убедила, что с опытом всё будет казаться не таким уж страшным и тяжёлым, надо подождать и работать. Поэтому самый яркий и запоминающийся, конечно же, — первый фильм.

Весь проект прошёл на валерьянке и впечатлениях. Снимался российский сериал "Новая жизнь сыщика Гурова. Продолжение", точнее — часть истории, с Сергеем Маховиковым в главной роли ("Слепой" и др.). Режиссёр Ф. Петрухин ("Дина", "На Муромской дорожке", "День Победы" и др.). В этом году они приезжали снова. Теперь снималась "Одиссея сыщика Гурова" — серия под названием "Травля". Было очень приятно, что на этот проект меня снова пригласили работать помощником режиссёра. После 3-го семестра в универе и полученного на площадке опыта работать уже не страшно, даже наоборот — интересно! Кино, как и театр, не могут надоесть.

— Взгляд изнутри на современный отечественный киноконвейер: плюсы и минусы сериалов?

— К сожалению, качественного и хорошего кино (сериалов, фильмов и т.п.) на ТВ или в прокате становится все меньше. Упор делается совсем на другую сторону, что особенно расстраивает самих создателей фильмов и сериалов: качество снимаемого задвигают на какой-то второй план, а руководство каналов во главу угла ставит блоки рекламы, которые выходят в промежутках между фильмами. И выясняется, что это фильмы и сериалы выходят в промежутках между рекламой, а не наоборот!

Отсюда постоянное давление руководства: для него главное — снять все очень быстро, а качество, "правда" кадра во всех смыслах их не волнуют. Отсюда и "конвейер"!.. К счастью зрителей, бывает и другое отношение к качеству сериала. Моральные и духовные ценности ещё никто не отменял! Но отчасти виноваты и сами зрители — смотрят! А что им остаётся?

И если для меня спасение — Интернет, то для более старшего поколения сериалы — как снотворное, только с открытыми глазами: забыться, проживая чужую жизнь, отдохнуть от своей… Например, у меня бабушка всю жизнь работала медсестрой в хирургии, ее жизнь — один сплошной стресс. Теперь она на пенсии и её время с утра до вечера расписано по минутам: сериалы, фильмы, программы… Два телевизора: когда один работает, второй отдыхает. И почему-то мне кажется, что она в своём увлечении ТВ не одинока.

— Знатоки утверждают, что кино — это наркотик, от которого нет спасения. Так ли это в случае с тобой?

— Самый, наверное, изысканный и приятный — театр, кино… Ведь лучшая зависимость — любимая работа. Когда такой "наркотик" доступен каждый день, жизнь становится насыщенной и яркой.

— Ты учишься на режиссера в институте Поплавского… На съемочной площадке не возникает желания вставить свои "три копейки" или ты целиком подчиняешься диктату постановщика?

— Учусь в Крымском филиале (кстати, он считается лучшим филиалом из всех), а Поплавский, что бы про него ни говорили, — молодец, даёт студентам возможность, а все остальное уже зависит от их таланта и работоспособности. Свои "три копейки" мне хотелось куда-то вставить ещё в младших классах. И, как выяснилось, для режиссёра иметь своё мнение и видение мира жизненно необходимо. Опять-таки помощник режиссёра — это больше техническая работа: всё творчество в руках у главного режиссёра-постановщика, а второй режиссёр, помреж, ассистенты, вся съемочная группа — они работают на воплощение в жизнь конкретно поставленной задачи режиссёра.

Режиссёру надо или верить (это уже больше про актёров), или не работать с ним — вот и всё. Ну а актёры в рамках поставленной задачи предлагают своё видение, но решает все же режиссёр. Но иногда актёрские находки очень удачные. В таком случае режиссёр говорит, что ему очень повезло с ними, искренне говорит.

Свои "три копейки" я вставила только один раз. Идёт подготовка сцены боя, но логически никак не выстраивается перестрелка героя и злодея, у которого ещё в заложниках прекрасная дама сердца героя. И вот уже минут 20 решают вопрос актёры, режиссер, оператор-постановщик, операторы, постановщики трюков… И у каждого своя версия.

А я уже засыпаю стоя, пульс на нуле, чувствую себя соответственно, и, о чудо, мне кажется, что у меня родилась просто невероятно правдивая версия, которую я режиссёру (на всю площадку!) и огласила. Причём серьезно так говорю: "А что, если что-то внезапно происходит с электричеством, всё гаснет, в темноте стрельба — это злодей стреляет вслепую, но герой всё равно подкрадывается и бьет его по голове, спасая героиню! Включается свет — все спасены, а злодей повержен". Режиссёр посмотрел на меня: "Аня, ну это же драматическая сцена! Важны лица, переживания, оценки". Об этом диалоге я забыла ещё в тот же вечер по причине усталости, но потом надо мной наш директор смеялся по-доброму: какое легкое решение всех проблем — надо просто выключить свет!" Таким мне и запомнилось моё первое осознанное "вставление трех копеек" в кино!

— Расскажи парочку кинобаек: ляпы, проколы, приколы…

— Максим Аверин — человек-солнце! Утро, поехали снимать малой съемочной группой сцену на трассе (по дороге в аэропорт). По сценарию гонки — слежка. В общем, движуха. И пока готовили машины, камеры, Максим начал "жечь". Разделся догола и, прикрывая рукой важное место, свободной рукой "останавливал" попутку на трассе! Мы ухахатывались, но никто не остановился. Кто-то из группы прокомментировал: едет себе водитель, а если ещё с бодуна, а тут — голый Аверин голосует… Чур меня, чур! Белая горячка! Такие разрядки нужны, когда все уже измучены бесконечным съемочным днём, который может начаться в 5 утра и… длиться вечность!

И так каждый день происходит что-то смешное и весёлое, но когда хочу записать "для кого-то", понимаю, что это будет интересно и смешно только тем, кто был там, на площадке.

— Колись: наверняка мечтаешь сама когда-нибудь снять собственный фильм, ведь опыта, поди, набралась? Словом, о твоих амбициях?

— Да, на курсовых работах в университете останавливаться не хотелось бы… Мечта есть. И надеюсь, что ей помешает сбыться только полное закрытие всего большого и малого кино во всём мире! Поэтому дорога только вперёд, а там, надеюсь, — сбывание всех мечт!

— И о чем будет твой фильм?

— Каждому из нас всегда есть что сказать… Волнуют многие вещи. Каждый день что-то происходит, но всегда главная тема — любовь! Лично меня интересуют поступки когда-то недолюбленных взрослых… Что бы ни делалось, ни снималось, ни ставилось, это всегда — любовь или её отсутствие!

Свой первый фильм, вот конкретно сегодня, сейчас, мне хотелось бы снять о любви "на автомате", когда жизнь входит в привычку. А ведь это страшно, когда даже соседи по лестничной площадке не знают не только имён, но и лиц друг друга! Что многие в постоянной спешке "стирают" из своей жизни сначала небо — вообще перестают смотреть вверх. Следом стираются сочувствие, сопереживание, потом стираются друзья…

Вообще из жизни всё стирается, кроме зомбирования телевизором. А потом люди полностью удаляют себя, и остаётся только "как у всех". И из-за этого "как у всех" многие несчастны. Ждут, когда же будет счастье, как у всех, но его не будет! Ведь у каждого оно свое, индивидуальное. Может, из-за непонимания этого столько разводов, драм и даже убийств?

— Очень интересно услышать мнение профессионала: выживет ли игровое кино в эпоху реалити-шоу и Интернет on-line?

— О театре так в каждом веке спрашивают… А театр — это по-прежнему стучащее сердце игрового кино… Кино не исчезнет, оно станет ещё живее и честнее если зрители научатся понимать так называемый арт-хаус. Трогательная история со "звенящей" тишиной в душе сопереживающего зрителя. Очень надеюсь на это. "Реалити" — это одна ниша, а кино — совсем другая, и они не пересекаются, хотя очень много фильмов снято на тему всех этих шоу. Людям всегда было и всегда будет интересно заглянуть в чужую жизнь, поэтому и кино будет.

— О чем, на твой взгляд, люди XXI века захотят смотреть кино?

— Мне кажется, о себе. Люди всегда хотят смотреть истории о людях. Что бы кто ни говорил, но любовь и люди — бесконечная тема! Неплохо замечено: "любовь и люди — бесконечная тема"! Вспомните свои самые любимые фильмы — они именно об этом. А подглядывать в замочную скважину чужой квартиры, чужого "Дома-2" не просто непорядочно, но и фатально: вы добровольно меняете свою собственную жизнь (единственную и неповторимую, между прочим!) на телевизионную гламурную жизнь каких-то "Алины", "Владика, "Стаса" и "Ангелины", которые "уже не друзья"! Смотрите только хорошее кино "про любовь", тем более, что все чаще оно снимается на родине отечественного кинематографа, то есть в Севастополе!

К сему Андрей МАСЛОВ.

Другие статьи этого номера