Благотворительные взносы в школах с точки зрения закона

В последнее время самый широкий общественный резонанс вызвало обсуждение темы добровольности пожертвований и родительских взносов на так называемые «нужды» класса или школы. Однако любая благотворительность регламентируется законодательством. Как выглядит существующее положение дел с точки зрения закона? Об этом мы сегодня беседуем с прокурором Севастополя, государственным советником юстиции 3-го класса Виталием Белоусом.- Виталий Владиславович, какова позиция прокуратуры в отношении добровольности пожертвований родителей учеников в школах?

— Законодательством не предусмотрено какого-либо запрета на такую деятельность в учебных заведениях. Более того, в системе образования возможность благотворительности существует, и она закреплена на законодательном уровне. Поэтому добровольные пожертвования имеют право на существование, но должны быть облечены в соответствующую юридическую форму, которая, как показывают практика и результаты наших проверок во многих городских учебных заведениях, мягко говоря, не соблюдается.

На это и другие нарушения финансового законодательства, в том числе в работе севастопольских школ и отделов образования органов власти в части учета и контроля за использованием благотворительных средств, еще в 2011 году обращалось внимание комиссией Главного контрольно-ревизионного управления Украины. Соответствующий акт КРУ от 15.09.2011 года был направлен в адрес Севастопольской городской государственной администрации.

В январе этого года органами прокуратуры Севастополя проведены проверки соблюдения требований законодательства о благотворительности и благотворительных организациях, бюджетного законодательства, которые показали, что руководители общеобразовательных учебных заведений, к сожалению, неправильно понимают законодательство о порядке привлечения и использования благотворительных взносов родителей на потребности школ.

Так, в нарушение законов Украины "Об образовании", "О благотворительности и благотворительных организациях", а также других нормативно-правовых актов большинство общеобразовательных учебных заведений города не сотрудничает с благотворительными организациями в понимании указанных законов. Кроме того, занимаясь благотворительностью самостоятельно, практически все образовательные учреждения города допускают существенные нарушения требований Бюджетного кодекса Украины при ведении бухгалтерского учета родительских взносов.

— Так все же, должен ли вестись бухгалтерский учет этих взносов?

— Безусловно да. И существующее положение дел является грубым нарушением требований закона Украины "О благотворительности и благотворительных организациях", согласно которому предусмотрена возможность привлечения средств лишь в виде добровольных пожертвований и их надлежащего учета. Благотворительные взносы не аккумулируются в полном объёме на специальных расчётных счетах, которые созданы для этих целей в органах Госказначейства.

В этой процедуре привлечения средств на образование все пожертвования приобретают статус бюджетных и должны использоваться с соблюдением Бюджетного кодекса исключительно в том порядке, который установлен указанным законом для подобного рода деятельности. Использование денежных средств, поступивших в кассу учебного заведения, без зачисления на специальный счет запрещено.

Более того, как показали проверки, представители родительских комитетов, которые собирают деньги, не наделены законодательством правом сбора благотворительных взносов и выдачи подтверждающих бухгалтерских документов, не являются благотворительными организациями и не сотрудничают с ними. При этом в ходе сбора средств на благотворительность не ведётся никакой официальной отчетности.

Качество самостоятельно приобретённых школами и гимназиями товаров, оборудования, выполненных работ и услуг никем не контролируется, тендерные процедуры не проводятся, что также является нарушением норм действующего законодательства.

— Насколько массовый характер имеет это явление в нашем городе?

— К сожалению, такие случаи не единичны, и, как уже отмечалось, все они вызваны неправильным пониманием перечисленных законов со стороны руководителей школ. Именно по этой причине эти нарушения законности получили распространенный характер.

К примеру, в школе 39 Ленинского района денежные средства с родителей собираются родительским комитетом и накапливаются в так называемых "классных копилках". На специальный счет эти средства не перечислялись и бесконтрольно расходовались. С благотворительной организацией школа не сотрудничает. Аналогичная ситуация наблюдается и в школе 60 этого же района.

В специализированной школе 58 Гагаринского района сбор денежных средств с родителей (по 50 грн в месяц) проводится согласно смете расходования, которая утверждается родительским комитетом. Собранные средства на специальный счет не перечислялись и бесконтрольно расходовались.

— Родители вполне могут не знать о том, что нарушают законодательство. Кто же несет ответственность за сложившееся положение дел?

— Персональную ответственность за ненадлежащее соблюдение законодательства относительно сбора и использования благотворительных средств несет исключительно руководитель учебного заведения.

С требованием устранения нарушений законности в государственных учреждениях образования и учебных заведениях, а также привлечения к ответственности виновных должностных лиц прокурорами районов направлены представления в управление образования и науки СГГА и в районные государственные администрации.

Прокуратурой города также внесено представление председателю Севастопольской городской государственной администрации.

Всего по результатам наших проверок составлено 12 документов прокурорского реагирования, которые в настоящее время находятся на рассмотрении. Считаю, что принятые меры были адекватными с точки зрения нарушений, выявленных в деятельности уполномоченных органов и их должностных лиц.

В своих документах реагирования мы не делали вывода о неправильном применении этих средств, не ставили под сомнение и те цели, на которые они использовались. Нами констатированы факты незаконного порядка учета и финансового оборота благотворительных взносов родителей, на что было обращено внимание ответственных руководителей образовательных учреждений.

Закон силен своей формальностью. Он устанавливает порядок, и мы требуем исполнения этого порядка.

В завершение хочу отметить, что органы прокуратуры города и в дальнейшем будут занимать принципиальную позицию относительно указанных нарушений и принимать все необходимые меры по соблюдению законности в деятельности государственных учреждений образования и учебных заведений.

Другие статьи этого номера