Украина и Россия начинают вместе делать деньги

Российско-украинские отношения вновь стали объектом бурного обсуждения в СМИ в связи с заседанием 12 июля в Ялте межгосударственной украинско-российской комиссии. Журналисты больше внимания уделяли внешним фактам: поездке Путина к байкерам, крымским заторам и красной дорожке, пропустив, тем самым, процесс, который это событие сопровождает.
А ведь Россия и Украина начинают выходить на равноправное торгово-экономическое сотрудничество. Теперь экономические отношения становятся не столько спором о главенстве интересов каждой из стран, сколько механизмом взаимного сотрудничества и выгоды.

КОГДА ИНТЕРЕСЫ СОВПАДАЮТ

Взять, например, работу по делимитации Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива. Ее не только будут проводить, согласно заявлению Януковича и Путина, "в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств", но и создадут в Азово-Керченской акватории украинско-российскую корпорацию для обслуживания прохождения судов.

То есть не просто разделить территорию, а вместе ее развивать и получать доходы. Это и есть новые тенденции в украинско-российских отношениях. Товарооборот между Украиной и Россией в прошлом году достиг 50 млрд долл. Его рост обеспечен не увеличением закупок российского газа, а ростом экспорта украинской промышленности к северным соседям. Так, в первом квартале продажи украинских промышленных товаров в Россию по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличились на 8,2% (до 341,4 млн долларов), в частности, увеличены поставки продукции машиностроения и металлургии. Большой товарооборот все шире открывает рынок для украинских предприятий.

Для Украины рост промышленности — поступления в бюджет, рост социальных программ, увеличение рабочих мест. Растет и высокотехнологичная конкурентоспособная промышленность. Взять хотя бы подписанный 12 июля меморандум между Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и Государственной корпорацией атомной энергии "Росатом" об интеграции и сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. За этим стоит крупный проект — строительство двух атомных блоков и завода по производству ядерного топлива, пуск которого намечен на 2015 год. В июне премьер-министр Н. Азаров поручил профильным министерствам приступить к оформлению кредита в размере 1 млрд долларов, который дают россияне на возведение в Украине блоков. Кредит будет предоставлен под низкие проценты, а часть финансирования украинской стороны составит 15% стоимости проекта. Иными словами, Украина получает еще два энергоблока и завершает цикл производства ядерного топлива.

Мало того, что Киев начнет больше производить дешевой энергии, создавая тем самым базу для развития экономики, Украина сделает большой шаг к энергонезависимости, ведь она обретет замкнутый цикл атомного топлива. Ведь раньше топливо для атомных станций покупали в России, и покупка нам стоила недешево. Теперь атомная энергия для Украины будет дешевле. Создание такого цикла украинские экономисты предрекали на середину этого века, а наша страна его получит через два-три года. В программу включено развитие украинских предприятий атомного машиностроения. Это снова рабочие места и рост отчислений в бюджет.

ОБЩИЕ КРЫЛЬЯ

Один из крупнейших совместных проектов — организация СП по производству военно-транспортного самолета Ан-70. Россия заказала уже 60 таких самолетов. Но перспективы гораздо больше. Эти самолеты ждут Африка, Азия и Латинская Америка, ведь он может садиться на слабо подготовленные взлетные площадки. Поэтому наши государства решили выпускать самолет совместно и вскоре смогут хорошо заработать.

Кроме того, до конца 2012 года между Кабинетом министров Украины и правительством РФ планируется подписание соглашения о государственной поддержке возобновления серийного производства транспортного самолета Ан-124 "Руслан". По подсчетам экспертов, на мировом рынке есть спрос на 60-100 таких самолетов. Основным покупателем является Россия, но самолет желают купить Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт. Кроме того, мировой рынок перевозок крупногабаритных грузов растет ежегодно приблизительно на 10-15%. Ан-124 на этом рынке имеет большие перспективы, поскольку является наиболее грузоподъемным и конкурентоспособным. Например, именно "Руслан" доставляет грузы НАТО в Персидский залив и Афганистан.

СОВМЕСТНЫЙ БИЗНЕС В КОСМОСЕ

Россия помогает Украине развивать и ракетно-космическую отрасль. Осенью прошлого года госпредприятие "Конструкторское бюро "Южное" им. Янгеля" привлекло у Сбербанка России кредит в размере 260 млн долларов всего под 6% годовых на реализацию проекта по созданию ракетно-космического комплекса "Циклон-4" на космодроме "Алкантара" в Бразилии. Запуск комплекса намечен на этот год. Этот проект по запуску коммерческих спутников должен давать Украине ежегодно около 12 миллионов долларов.

БОЛЬШЕ ТОВАРООБОРОТА — БОЛЬШЕ ДЕНЕГ

Ещё одна сфера для расширения сотрудничества — промышленность. В июле Украина и Россия планируют утвердить программу по сотрудничеству в отрасли машиностроения на 2013-2014 гг. Также будет разрабатываться проект программы по сотрудничеству в сфере химической промышленности на 2013-2014 гг.

Правительство по поручению президента В. Януковича работает над расширением масштабов украинско-российского сотрудничества, у нас есть неиспользованный потенциал. Ведь Россия — самый большой рынок для украинских товаров. Этот рынок находится рядом, на нем не существует языкового барьера, зато существуют вековые традиции экономического и промышленного сотрудничества, и упускать возможность присутствия на этом рынке нынешняя власть Украины не собирается.

Другие статьи этого номера