Время перемен пришло!

В новом учебном году более ста крымских детей с инвалидностью пошли учиться в общеобразовательные школы. В автономии стартовал инклюзивный процесс, к которому готовились не один год. О том, как развивается общеобразовательная система для детей с особенными потребностями, о тех конкретных шагах, которые сделаны в развитии инклюзивного процесса, рассказывают специалисты.- Безусловно, специалистов, работающих в Севастопольской общественной организации инвалидов, происходящие изменения радуют и дают надежду на то, что очередное 1 сентября обязательно заглянет в дом к каждому ребенку, — говорит социальный педагог, член СГО ВОИ СОИУ Алиса Шахова. — Мы надеемся, что заглянет оно и к севастопольским детям с особенными потребностями, которым пока нет места ни в школе, ни в интернате. Да, к сожалению, все еще имеют место единичные факты того, что дети с инвалидностью в этом году не пошли первый раз в первый класс. А кто-то вообще идет в первый класс в десять, а то и в тринадцать лет. Но есть и такие дети, кого признали необучаемыми даже в тех пределах, которые определяются специальными образовательными нормами. И такое положение не только в нашем Севастопольском регионе, оно по всей Украине.

К сожалению, мы свыклись с этим и порой закрываем глаза даже на те положительные изменения, которые происходят рядом с нами. Так, в Симферополе в этом учебном году более ста детей с инвалидностью пошли в общеобразовательные учебные учреждения по месту жительства (из них более половины — в школы сельской местности).

Был обеспечен новый, более качественный прием ребенка с особенностями в общеобразовательную среду. Подробно об этом рассказал начальник управления по делам детей и социальной защиты детства Министерства образования и науки, молодежи и спорта АР Крым Сергей Трифанов на семинаре-практикуме для родителей детей с особыми потребностями и представителей общественных организаций, который проходил в Симферополе при организационной поддержке Всеукраинского фонда «Крок за кроком». Вот о чем шла речь в этом интервью.

— Процесс внедрения инклюзивного образования в Крыму набирает обороты. Что стало весомой поддержкой в его реализации?

— Важным стало принятие «Программы развития образования в АРК на период 2013-2016 гг.», в которой предусмотрено выделение денег на развитие инклюзивного образования в размере 9,5 млн грн. Это методическое обеспечение специалистов, учителей и детей с особенными потребностями, развитие доступной среды учебных заведений, строительство пандусов, ремонт помещений, проведение семинаров и тренингов для учителей, специалистов общеобразовательных школ. Также — тесная, налаженная партнерская работа с представителями и специалистами ВФ «Крок за кроком» в области инклюзии. Они стали идейными вдохновителями и двигателями проекта, сотрудничество с ними является залогом серьезных перемен в образовании, изменения концептуальных понятий инвалидности как в обществе, так и в политической системе государства.

— Сергей Иванович, расскажите о тех первых шагах, которые стали подготовкой к внедрению инклюзивного образования в Крымском регионе.

— На первом этапе перед Министерством образования стояло выявление семей, которые воспитывают детей с инвалидностью. Для этого с начала 2012 года совместно с Центром социальных служб для детей, семьи и молодежи обследовали 4,5 тыс. детей с инвалидностью в Крымском регионе и выявили трудности, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие таких детей.

Одной из причин, отягощающих процесс воспитания и развития ребенка с особенностями развития, является состояние семей, а точнее, их статус. Так, семьи в которых воспитывается ребенок с инвалидностью, как правило неполные, точнее — это 50% детей, которые воспитываются в малых семьях или одним из родителей. Эта социальная проблема тянет за собой много других проблем, неразрешение которых сказывается на материальном уровне семьи, психологическом комфорте и добавляет бытовых, социальных и личностных проблем ее членам.

На втором этапе был проведен ряд семинаров для специалистов детских садов и общеобразовательных школ, в которых представлялась концепция развития инклюзивного образования. Пересматривалась деятельность учителей как отдельных единиц, обеспечивающих учебный процесс, на первый план выходили усилия специалистов, учителей и родителей, которые работают как слаженная команда. Они двигают процесс, но для того чтобы увидеть результат отдельного ребенка, его прогресс, надо думать сообща о конкретных вещах. Мало для начала направить ребенка в его класс, нужно еще учителя научить действовать в рамках инклюзивного процесса: «Пришел инклюзивный ребенок. Мои действия?»

Также мы провели ряд семинаров для родителей детей с особенностями развития и обсудили первоочередные шаги. В итоге пришли к единому мнению, что родители детей с особенными потребностями должны входить в родительские комитеты класса и школы. Тем самым они получают право на отстаивание и защиту своих прав как родителя и прав своего ребенка на получение образования по месту жительства и с теми сверстниками, которые могут стать ему ближе, быть настоящими друзьями, его помощниками. Образовательная система — она для всех, она должна быть гибкой, ее возможно моделировать и развивать по-новому.

— Инклюзивное образование предусматривает включение детей со сложными нозологиями в общеобразовательную среду. Как решается этот вопрос?

— Мы доносим до специалистов понимание того, что инвалидность находится за пределами самого человека, она в том обществе, которое создает барьеры на пути реализации человеком его прав. Поэтому такие заболевания, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, заболевания органов зрения и слуха, нарушения речи, синдром Дауна и детский аутизм, — это те нозологии, с которыми работает инклюзивное образование.

Главными специалистами, определяющими место обучения такого ребенка, была психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в которую родители обращались. Как правило, таких детей определяли в школы-интернаты, Дома ребенка или специализированные классы при интернатах. Сейчас ведется работа со специалистами ПМПК в связи с концептуальными изменениями в «Положении ПМПК». Она направлена на возможность сделать их ресурсными инклюзивными центрами по месту жительства детей с инвалидностью и в первую очередь перестроить работу по оказанию методической помощи специалистам, учителям, а также на оказание комплексной консультативной помощи ребенку и его семье.

Другие статьи этого номера