В тихую безветренную погоду, оказавшись на берегу Балаклавской бухты, можно совершенно бесплатно послушать часть чужой экскурсии. Пока катерок или ялик с туристами на борту скользит мимо по глади воды, хорошо слышен голос самого капитана плавсредства или его напарника, повествующий о достопримечательностях древнего города. С недавних пор затонувший у Балаклавы «Черный Принц» стал упоминаться все реже. Куда более интересны рассказы о современных событиях.
Кто его видел, тот пароход с золотом? А тут все перед глазами. Рукой потрогать можно, на фото и видео заснять. Одним из объектов новейшей индустрии экскурсий стал катер «Лаг», затонувший 1 января 2010 года у крыльца кинотеатра «Родина». Он не стал жертвой разбушевавшейся стихии, к затоплению готовился загодя, почти сознательно.
Местные моряки рассказывают, что имевший ключи от катера молодой человек планомерно распродал сначала все топливо и масло. Затем — чушки балласта, обеспечивающие его устойчивость. Дело дошло до огромной медной выхлопной трубы. Дыра от нее зияла на уровне ватерлинии. В середине декабря на борту катера побывал специалист по безопасности. Он и поставил диагноз: «Под пайолами — вода. Катер на плаву продержится пару недель. До первого ветра».
Хозяин катера мер по спасению «Лага» не принял. Первый ветреный день выпал на 1 января 2010 года. Нагон воды с моря быстро наполнял катер через дыру от выхлопной трубы. Катер накренился, натянул швартовы. Уже в сумерках на глазах многочисленной гуляющей публики он стал быстро погружаться в воду. Прибыл расчет спасателей местной пожарной части с автоцистерной и рукавами для пожаротушения. Угрозы для жизни людей не было. Все мирно наблюдали затопление.
Так было на самом деле. Легенды экскурсоводов-лодочников куда более интересные. А катер вот уже более трех лет лежит на дне у причала. Его мачта торчит из воды почти на метр. Крыша и весь корпус хорошо видны и с берега, и с яликов. Туристы с удовольствием снимают следы кораблекрушения.
Второй объект менее популярен, но так же хорошо виден в ходе обзорной экскурсии. Это затопленный плавучий причал судоремонтного завода «Металлист». Правда, есть еще и генуэзские башни, и пара пляжей, и боевые корабли, и… Но речь о них — в другой экскурсии.
Фото автора.