Искусство штрихов и линий, или О севастопольской школе графики

Искусство штрихов и линий, или О севастопольской школе графики

Слово «графика» в переводе с греческого означает: пишу, черчу, рисую. Симферопольским издательством частного предпринимателя Н. Дымникова «Н. Орiанда» выпущен альбом «Графики Крыма».Порадовала заочная встреча со знакомыми мастерами некоторых городов и поселков, разбросанных на просторах полуострова. Так, Виктор Бабанин будучи семи- или восьмиклассником одной из джанкойских школ, блеснул на значимой по статусу столичной выставке. Я был первым журналистом, который написал о талантливом мальчике. В знак благодарности Виктор подарил мне четвертинку ватмана — выполненный акварелью пейзаж. Жаль, не сохранил его. Видимо, сам не поверил до конца в будущее подростка как художника. А зря.

С тех пор наши с Виктором пути-дороги не пересекались. На расстоянии радовался успехам Виктора Бабанина. Главным образом из публикаций в газетах, рассказов общих знакомых мне известно, что герой моего очерка примерно тридцатипятилетней давности чуть больше четверти века назад окончил Крымское художественное училище имени Н. Самокиша. Полтора десятка лет спустя его мастерство получило высокую оценку на международном уровне. Он стал членом Хайдельбергской академии искусств (Германия). Ему также присвоено звание лауреата премии Совета министров Автономной Республики Крым. Он участвовал в 70 коллективных выставках произведений изобразительного искусства и оформил авторство пяти персональных. Ещё Виктор Бабанин украсил своими иллюстрациями книги 30 авторов, в том числе сборники Василия Аксенова и Александра Ткаченко.

Я с трудом узнаю на помещенной в альбоме фотографии художника вихрастого мальчика из неблизкого уже прошлого. Мне бы вернуть ту четвертушку ватмана! Действительно, что имеем — не храним, потерявши — плачем.

Александр Юрьев… Он живет в поселке Николаевка. Несколько лет подряд судьба сводила нас в лагере археологов на Мангупе. Он рисовал маслом удивительнейшие горные и морские пейзажи. Нынче на 64-м году жизни для альбома «Графики Крыма» им предложена серия автопортретов. Определенно настала пора знания, открытия самого себя. А значит, нужны листы плотной бумаги и мягкий карандаш. Хорош и податливый уголь. Кстати, Александр Иванович передал мне из Симферополя этот альбом, чтобы таким образом напомнить о себе.

Перестал удивляться составляемым в Киеве спискам журналистов — участников пресс-конференций с участием первых лиц государства. В них, как правило, свою фамилию и других севастопольцев нахожу в перечне коллег из Автономной Республики Крым. В её состав Севастополь не входит, что закреплено в Конституции Украины. Вот и альбом нужно было назвать точнее: «Графики Крыма и Севастополя». Что с художников, людей увлекающихся, взять, если и в столице путают? Но это к слову. Хотя из 49 мастеров, чьи работы помещены в альбоме, одиннадцать — севастопольцы. Всего 80 их работ плюс ещё одна Александра Бурцева — ошеломляющий, тончайше выполненный вид Балаклавы. Он помещен в альбоме вне подборки Александра Николаевича, на стыке разделов книги. Всего, значит, 81 произведение наших мастеров.

В оглавлении первой в глаза и бросилась фамилия Александра Бурцева. Он виртуозно работает в технике линогравюры. И, конечно, на оттисках, предоставленных им составителям альбома, мы видим ту же Балаклаву. А это якоря, лодки, черепицы старых хибар, чайки, водная гладь бухты, причесанные ветрами причудливые деревья и, естественно, седые башни генуэзской крепости.

Александр Бурцев — выпускник Севастопольской детской художественной школы 1969 года. В настоящее время он возглавляет это учебное заведение. В свое время в его стенах начинали путь в мир четыре художника, чьи работы помещены в вышедшем в Симферополе альбоме: Владимир Довгань (1964 год), Евгений Рожков (1965-й), Зинаида Гурьева (1968-й) и Елена Сопова (1971-й).

От работ Евгения Рожкова рябит в глазах: таков наряд его неизменных героев — матросов в тельняшках. Они прочно отпечатались в памяти после посещения одной из очередных выставок в зале Севастопольского отделения Национального союза художников Украины.

Как-то удалось обменяться двумя-тремя фразами с Владимиром Довганем. Интереснейший человек. Его творческий путь отмечен работой в белорусском издательстве «Мастацка литература», в редакциях, выходящих в Минске журналов «Непан» и Белорусского Дома моделей. Владимир Владимирович проиллюстрировал выходившие в соседней братской стране книги В. Распутина, В. Астафьева, братьев Стругацких, японского писателя С. Ямамото и других известных мастеров слова.

Владимир Довгань верен, возможно, главному направлению в своем творчестве — служению литературе. В альбоме помещены иллюстрации к стихам Ф.Г. Лорки, М. Цветаевой, портрет Ж.-П. Сартра.

Тот, кто впервые увидит произведения Владимира Довганя, не удивится его активной роли в организации у нас Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма». У её истоков рядом с Владимиром Владимировичем стоял ещё один автор альманаха — севастопольский мастер Геннадий Якшин. Каюсь, но с его творчеством я не знаком. Хотя как журналист, просто житель города обязан был знать этого человека. Ведь, скажем, в позапрошлом году работы Геннадия Ивановича заслуженно были представлены в Японии на выставке произведений графики, которая традиционно проводится в муниципальном художественном музее Киото. Вдобавок Геннадий Якшин — автор пяти персональных выставок, в том числе в зале «Київська фортеця».

Убежден: не только для меня альбом дал возможность впервые увидеть замечательные творения таких достойных наших мастеров, как Елена Сопова, Зинаида Гурьева, Владимир Новиков. Например, Владимиру Анатольевичу едва за 30, но в его послужной список внесено участие в 80 коллективных выставках и авторство пяти персональных, членство в Лиге акварелистов Крыма.

Ярослав Мыськив — подлинный виртуоз графики. Лучшие работы Ярослава Михайловича (в альбоме помещены «Берег Херсонеса», «Натюрморт с маской», «Южное солнце» и другие) снискали ему признание в Севастополе, в Крыму, в Украине и за рубежом. За плечами художника — полтора десятка персональных выставок, в том числе в Германии и Канаде. Ярослав Мыськив — заслуженный художник Автономной Республики Крым, заслуженный художник Украины. Его труд на ниве изобразительного искусства отмечен почетной грамотой Верховной Рады Украины, почетным дипломом президиума Академии искусств Украины и другими наградами.

Пером и тушью (всего-то!) чудеса творит на листах ватмана Александр Завьялов. Об этом хорошо известно во многих крупных городах, где устраивались коллективные выставки с его участием и персональные показы работ Александра Геннадьевича. Для публикации в альбоме им предложены, без преувеличения, потрясающие во всем компоненты изобразительного искусства: «Симфония», «На гребне волны» и другие произведения.

Особая благодарность составителям альбома за то, что вспомнили ушедшего почти 36 лет назад в вечность выдающегося севастопольского мастера Геннадия (Энгельса) Арефьева. Он был непоседливым человеком. Его влекли многие живописные места Украины, Соловецкие острова. За свою до обидного короткую жизнь Геннадий Александрович как художник заглянул в глубокую древность, создал удивительный мир сильных людей-современников, поэтически воспел окружающие нас простые вещи, без которых мы не обходимся в повседневной жизни.

Вот я написал: «Составитель альбома…» Это главным образом автор идеи издания, искусствовед и фотохудожник, симферополец Игорь Липунов. Он — выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. С 2005-го по 2009 годы, возглавлял в столице автономии галерею «КЭП», провел около восьми десятков показов произведений современного изобразительного искусства и художественной фотографии. В течение последних трех лет Игорь Семенович как автор-составитель выпустил альбомы «Академия абстракционизма», «Декоративно-прикладное искусство», «Художники Бахчисарая», «Скульпторы Крыма». Продолжением этой серии по изобразительному искусству стал альбом «Графики Крыма».

Ему предпослано предисловие, принадлежащее перу Игоря Липунова. В нем он, в частности, признает: «В Крыму долгие годы не было такого центра, где графика являлась бы ведущей дисциплиной… Но здесь, возможно, я не до конца прав. Судя даже по собранным в этом альбоме работам севастопольских графиков, таким центром с 1964 года и по настоящее время является Севастопольская детская художественная школа. Основы её заложили прекрасные педагоги — Г.А. Арефьев, М.М. Гурьев, Е.А. Кольченко, Т.С. Мажарова, В.В. Яковлев. Они воспитали целую плеяду художников-графиков, чьи имена уместно вспомнить именно здесь: Владимир Адеев, Лариса Баркалова, Юрий Бедарев, Владимир Бойченко, Александр Бурцев, Игорь Велигин, Валентин и Наталья Влашенко, Зинаида Гурьева, Дмитрий Дементьев, Владимир Довгань, Александр Дрич, Любовь Ковалевская, братья Виталий и Валерий Либы, Евгений Рожков, Елена Сопова, Игорь и Владимир Филипповы, Владимир Яшко. Общие стилистические принципы, предпочтение гравюры другим видам техник, единство времени и места позволяют причислить их к одной школе».

Игорь Семенович выразил тревогу по поводу того, что, «не издавая, не популяризируя работы крымских графиков, мы тем самым пускаем на ветер значительный пласт духовной культуры…»

Вышедший альбом «Графики Крыма» — решительный шаг в том направлении, чтобы обратить внимание современников на непроходящую красоту штрихов и линий, искусства, корни которого — наскальные рисунки эпохи палеолита.

Другие статьи этого номера