Бухта Голландия

(Продолжение. Начало в номерах за 22, 24, 29 и 30 мая).

Находится на Северной стороне Севастопольской бухты, прямо напротив Киленбухты. Имеет полукруглую форму с пристанью для причаливания рейсовых катеров, что идут сюда от Водокатного причала Южной бухты.

Название бухты и поселка пошло от склада корабельного леса «Новая Голландия», который здесь был во времена парусного флота. Далее, в ходе развития города, здесь, в отличном живописном месте, раздавали дачи для офицеров, служивших на флоте.

Была тут долгое время и дача командующего Черноморским флотом. Главная достопримечательность бухты — учебное здание с красивейшим фасадом — это Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности. Раньше, до революции, в нем располагался Морской кадетский корпус, спроектированный архитектором Александром Александровичем Венсаном. Здание заложено 23 июня 1915 году, во время царствования императора Николая Второго.

Александр Венсан был и главным строителем МКК. В сентябре 1916 года здесь состоялся первый набор курсантов. Но выпуск Морской корпус не успел сделать. 14 ноября 1920 года обучавшиеся мальчишки вместе с преподавателями в составе русских войск под командованием барона Петра Врангеля покинули Родину, отправившись на кораблях к берегам далекой Бизерты.

Далее акватория бухты и территория поселка использовались под гидроавиацию: и как аэродром, и как мастерские. Здесь с декабря 1933 года размещался 106-я авиабригада, в которую входили 123-я и 124-я тяжелые бомбардировочные авиационные эскадрильи на самолетах С-62 бис и Дорнье «Валь» и 16-я дальнеразведывательная авиационная эскадрилья на гидросамолетах Р-5.

В курсантском здании располагался учебный центр по подготовке электромехаников, но с началом войны они все были призваны на фронт.

И при немецкой оккупации, и после освобождении Севастополя здание и территория бывшего Морского кадетского корпуса использовались до 1947 года как лагерь для военнопленных: вначале для — советских воинов, потом для немецких, румынских оккупантов.

После войны в бухте Голландия опять базировалась гидроавиация.

С 1954 году в здании бывшего Морского кадетского корпуса было создано Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания, с 1964 года переименованное в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище ВВМИУ, в курсантском обиходе имело название «Голландия».

Учебное заведение готовило офицеров: механиков, электриков, дизелистов, специалистов для обслуживания атомных подводных лодок эпохи СССР и за годы своей работы накопило громадный опыт подготовки кадров, выпустив более 11 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Прекрасные преподаватели, наличие экспериментального ядерного реактора сдавали возможность для всестороннего обучения курсантов.

Здание имеет один из самых протяженных фасадов в Европе. Жаль, что крыша покрыта черепицей разных цветов, и поэтому немного теряется его величественность, да и не мешало его подсвечивать в вечернее время, ведь на самом деле это — красивейшее здание Севастополя, украшение Северной стороны.

В настоящее время с левой стороны бухты здесь базируются корабли Черноморского флота Российской Федерации, в том числе и флагман ЧФ гвардейский ракетный крейсер «Москва». С правой стороны, сразу за мысом, также находятся объекты Российского флота, в частности, флотские склады в бухте Сухарной.

Были и трагические минуты в жизни поселка и бухты Голландия. Так, в 1906 году на даче командующего эсером Акимовым был убит адмирал Григорий Павлович Чухнин, отличный офицер и разносторонне образованный человек. Он похоронен во Владимирском соборе, усыпальнице Адмиралов.

Так адмиралу отомстили за верность присяге и царю, за подавление ноябрьского мятежа на крейсере «Очаков» и за расстрел в 1905 году участников восстания, в том числе и лейтенанта Петра Шмидта, который его возглавлял…

Во время Первой мировой войны немецкими диверсантами был заминирован и взорван 2 октября 1916 года стоящий на рейде напротив бухт Голландия и Доковой флагман Черноморского флота России линкор «Императрица Мария». Взорвались носовые артиллерийские погреба. Прибывший на борт линкора адмирал Александр Васильевич Колчак, поняв безнадежность борьбы за живучесть корабля приказал экипажу покинуть его. Этим командующий спас множество жизней.

Как параллель — гибель линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 года, где экипаж согласно отданному приказу стоял на палубе до последнего момента, пока линкор не перевернулся, чем и было вызвано огромное количество погибших.

Сегодня бухта облюбована отдыхающими туристами, живущими во множестве дач в этом районе, а с сентября студентами, заполоняющими по утрам рейсовые катера до отказа. Хорошее, доброе место Севастополя.

Фото В. Батанова.

Другие статьи этого номера