Глава государства решил нанести двойной удар по автотранспортным средствам, не пригодным к эксплуатации, подписав сразу два соответствующих закона. Виктор Янукович одобрил введение в Украине утилизации автомобилей, снятых с эксплуатации, и уплаты нового экологического налога за их утилизацию. Мировая (вернее — европейская) общественность возмущена. Столь радикальное решение в значительной степени может увеличить расстояние между нашей страной и Европейским союзом. По крайней мере так утверждают аналитики.
Казалось бы, шаг рискованный. С другой стороны, что важнее: туманная перспектива вступления в Евросоюз (который и без нас «на ладан дышит») или сохранение состояния экологии хотя бы на уровне сегодняшнего дня. Не будем торопиться с выводами. Рассмотрим ситуацию с разных сторон.
Для начала — только факты. Итак, законы, о которых было сказано выше, были приняты Верховной радой Украины 4 июля сего года. Во время прений в парламенте введение новой нормы объяснялось тем, что ежегодно списание автотранспортных средств составляет 100 тысяч единиц и с учетом роста парка автомобилей потребность в единой системе утилизации транспортных средств будет только расти.
«Для обеспечения этих потребностей по всей территории страны необходимо будет открыть большое количество предприятий по разборке снятых с эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создать инфраструктуру по переработке материалов», — говорится в пояснительных документах к законам.
Источником создания данной инфраструктуры должны стать утилизационный сбор или экологической налог.
«Размер экологического налога, подлежащего уплате по конкретному транспортному средству, рассчитывается исходя из ставок и коэффициентов для каждого вида транспортного средства, объема двигателя, года выпуска, массы и других характеристик», — говорится в пояснительной записке.
Закон вступит в силу уже с 1 сентября 2013 года. Предполагается, что за год действия нового закона доходы государственного бюджета от сбора экологического налога составят более 2 миллиардов гривен.
Представители автомобилестроительной отрасли считают, что введение новых налогов станет настоящей панацеей для отечественного автопрома. Об этом информагентству «Униан» заявили представители Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром».
Теперь к деталям. Базовая ставка налога за утилизацию легковых автомобилей не изменилась по сравнению с редакцией принятого в первом чтении законопроекта и составляет 5500 гривен, такая же ставка установлена на кузова для промышленной сборки.
Вместе с тем на остальные транспортные средства (автобусы, грузовые, грузо-пассажирские автомобили или спецавтомобили) она снижена до 11 тысяч гривен (в первом чтении эта сумма составляла аж 38 тысяч гривен).
Стоит заметить, что против введения подобной нормы в Украине активно выступали представители Европейского союза. Эксперты считают, что принятие этих законов может осложнить подписание соглашения об ассоциации с ЕС, включающее зону свободной торговли, а также приведет к подорожанию новых импортных автомобилей.
Скептически настроены и руководители Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). «Законопроектами не определены критерии старых и вредных для окружающей среди автомобилей. Если решат, что под эту категорию подпадают автомобили старше 10 лет, 6 миллионов украинцев останутся без них», — считает глава ассоциации Олег Назаренко.
Как это делается за границей?
Срок службы автомобилей, как правило, зависит от развития автомобильной промышленности и общего экономического состояния страны. Так, в России машины служат 12 — 15 лет, в Европе — 10 лет, а в США и Японии еще меньше. Европейцы при сдаче бэушного автомобиля в утиль получали бонусы для покупки новых машин. В США бонусы составляют 4,5 тысячи долларов, в Германии — 3,5 тысячи долларов, а в Великобритании — 3,2 тысячи долларов. Старым считается автомобиль, произведённый до 1999 г. В Германии можно сдать старый автомобиль на утилизацию бесплатно. Взамен бывший владелец получит свидетельство об утилизации. Однако в большинстве стран Европы существует утилизационный сбор, который в каждой стране взимается по-разному и включается в стоимость автомобиля при покупке. В Германии, к примеру, утилизационный сбор составляет 100 евро, в Нидерландах — 45 евро.
Утилизируют не только машины
Министерство экологии и природных ресурсов Украины разрабатывает программу по утилизации батареек, чтобы повысить экологическую культуру украинцев. Так, ведутся переговоры с рядом компаний об одном из вариантов: размещение в магазинах электроники специальных боксов или контейнеров для сбора батареек во всех крупных городах Украины. В прошлом году во Львове начал свою работу третий в Европе завод по утилизации батареек, он может перерабатывать тонну батареек в день. Но на завод батарейки нужно доставить, а пока люди просто их выбрасывают с бытовым мусором, даже не сортируя, беспокоятся в министерстве.
Фото Дмитрия Метелкина.