За самовольное отсоединение от централизованной теплосети придется платить штраф от 340 до 1360 гривен

За самовольное отсоединение от централизованной теплосети придется платить штраф от 340 до 1360 гривен

В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЗАКОНОПРОЕКТ, ЗАПРЕЩАЮЩИЙ УСТАНОВКУ АВТОНОМНЫХ ОТОПИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.
До начала отопительного сезона остается месяц. Как заявил министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Темник, уже 5 октября будет подано тепло в школы, детские сады и больницы, а с 15 октября — в остальные здания. Однако неприятный сюрприз к отопительному сезону приготовило правительство, зарегистрировав в Верховной Раде законопроект, фактически запрещающий установку в жилых домах индивидуального или автономного отопления. А за самовольное отключение от центральной теплосети нарушителей будут штрафовать. И это несмотря на то, что в некоторых населенных пунктах систем центрального отопления либо уже вовсе нет, либо они в аварийном состоянии.ЕСЛИ НЕТ СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА, ТО ПО УМОЛЧАНИЮ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ

Законопроект об изменениях, касающихся «усовершенствования отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения», был разработан Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг). Согласно проекту, главным документом, на основании которого будет приниматься решение о возможности или невозможности установки автономного отопления, является схема теплоснабжения населенного пункта, утвержденная органами местного самоуправления. При отсутствии такого документа по умолчанию используется только централизованное теплоснабжение, если, конечно, другое не заложено в проекте дома.

Данный законопроект предлагает запретить самовольное отключение потребителей от централизованных теплосетей и систем горячего водоснабжения. Отсоединение возможно только в том случае, если это разрешено все той же схемой. Кроме того, газоснабжающим организациям будет запрещено выдавать техусловия на подключение систем автономного теплоснабжения и горячего водоснабжения, если переход на них не предусмотрен схемой теплоснабжения населенного пункта.

Бороться с нарушителями правительство собирается финансовыми методами. В частности, предлагается ввести штрафы за самовольное отсоединение от централизованных тепловых сетей: для граждан — в размере 20 — 80 не облагаемых налогом минимумов (340 — 1360 гривен), для должностных лиц — 50 — 100 минимумов (850 — 1700 гривен).

Также планируется повысить штрафы за самовольное использование тепловой энергии. Они составят для граждан уже не от одного до пяти минимумов (17 — 85 гривен), а от пяти до двадцати (85 — 340 гривен), а для должностных лиц увеличатся с нынешних трех — восьми минимумов (51 — 136 гривен) до десяти — тридцати (170 — 510 гривен).

Кроме этого, в законопроекте N 3142 предусмотрено введение штрафов за недопуск представителей теплоснабжающих организаций к счетчикам тепла и использующим тепло установкам. Для граждан такой штраф составит 20 — 50 минимумов (340 — 850 гривен), а для должностных лиц — 30 — 80 минимумов (510 — 1360 гривен).

Кстати, этим же законопроектом правительство намерено повысить административную ответственность и за нарушения правил пользования жилыми помещениями: их самовольную перепланировку и переоборудование, бесхозяйственное содержание, нарушение правил пользования инженерным оборудованием, а также норм санитарного содержания лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий. Штраф для граждан собираются повысить с одного — трех необлагаемых минимумов (17 — 51 гривня) до 20 — 80 минимумов (340 — 1360 гривен), для должностных лиц — с сегодняшних трех — семи минимумов (51 — 119 гривен) до 50 — 100 минимумов (850 — 1700 гривен).

Целесообразность принятия данного законопроекта специалисты Нацкомуслуг объясняют тем, что переход квартир на автономное отопление несет экологические риски, ведет к разбалансировке централизованных систем теплоснабжения и мешает диверсификации видов топлива. К примеру, концентрация диоксида азота в приземном слое атмосферы повышается в 20 раз.

Еще одна причина появления данного законопроекта — увеличение цен на газ для населения. Это несмотря на постоянно звучащие заверения правительства в том, что тарифы для граждан расти не будут. В пояснительной записке к законопроекту, говоря о негативных последствиях нерегулируемой децентрализации систем теплоснабжения, авторы упоминают о «будущем росте расходов домохозяйств на оплату коммунальных услуг из-за дальнейшего подорожания природного газа».

«Подорожание газа для населения в связи с приведением его цен к уровню среднемировых при дальнейшей децентрализации систем теплоснабжения повлечет существенный рост доли расходов домохозяйств на оплату коммунальных услуг. Такая ситуация станет следствием невозможности диверсификации видов топлива, используемых для индивидуального (автономного) теплоснабжения», указывается в документе. Выходит, планируется повышение цен на газ сразу до уровня среднемировых. Только министры об этом не знают или умалчивают.

Но люди хотят иметь выбор. Дело в том, что для индивидуального отопления используется газ по цене 725 гривен за тысячу кубометров, а в тариф на центральное отопление заложена цена 1309 гривен. И в первом случае человек может регулировать как расход топлива, так и температуру в помещении. Во втором же он ни на что не влияет, а просто вынужден платить столько, сколько ему насчитают.

ИЗ 30 ТЫСЯЧ ГОРОДСКИХ КОТЕЛЬНЫХ СТРАНЫ БОЛЬШИНСТВО НАХОДИТСЯ В АВАРИЙНОМ СОСТОЯНИИ

Однако разработчики законопроекта, наверное, забыли, в каком плачевном состоянии находятся украинские котельные и теплосети. Ведь они в основном создавались в 60 — 80-х годах прошлого века. Каждую зиму случаются крупные аварии, в результате которых жилые районы и даже целые города остаются без тепла и горячей воды. Иногда населенный пункт просто отключают от центрального отопления. Так было в Стаханове, где из-за износа вышли из строя все котельные, а власти города посоветовали жителям устанавливать индивидуальное отопление, чтобы не замерзнуть зимой.

По данным Ассоциации теплотехнических компаний Украины, на сегодняшний день большинство из 30 тысяч городских котельных страны находятся в аварийном состоянии. Оборудование изношено более чем на 80 процентов. Почти две трети котельных имеют коэффициент полезного действия ниже 80 процентов, треть — менее 60, а десятая часть — меньше 40 процентов. Причина в естественном износе, поскольку котлы работают по 25 — 50 лет без модернизации.

Тепломагистрали в структуре теплокоммунэнерго — а это больше 24 тысяч километров — преимущественно в аварийном состоянии. Потери тепла в них достигают 30 — 50 процентов, а потери теплоносителя превышают нормы в тысячи раз. Свыше 28 процентов труб эксплуатируются дольше 25 лет, 43 процента — не менее 15 лет. Теплоноситель, который подогревается в котельных, теряет температуру по пути к потребителю, и до квартир доходит лишь остаток тепла. Потери тепла в жилых и административных зданиях украинских городов превышают европейские нормы в три раза и более.

Все эти факторы, по подсчетам специалистов, приводят к тому, что общий коэффициент полезного действия систем центрального отопления составляет всего 20 — 30 процентов. Но поскольку предприятия теплокоммунэнерго в основном приватизированы, а разницу между существующими и экономически обусловленными тарифами компенсирует государство, владельцы не заинтересованы в модернизации оборудования и внедрении энергосберегающих технологий.

Кстати, на прошлой неделе Каб-мин опубликовал распоряжение, которым утвердил снижение лимитов газа, предназначенного для производства тепловой энергии для населения, с 6,7 до 6,3 миллиарда кубометров. Этим же документом правительство поручило нАк «Нафтогаз Украины» и руководителям органов центральной исполнительной власти ограничить поставки газа теплоком-мунэнерго, которые не полностью за него рассчитываются. Таким образом, предприятия, в чьей собственности находятся все системы центрального отопления, получат гораздо меньше голубого топлива, а значит, и тепла будет выработано меньше. Не говоря уже о том, что любую котельную можно отключить за долги.

«ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАНО УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ НЕ ТОЛЬКО КРУПНЫХ ТЕПЛОЭНЕРГОКОМПАНИЙ, НО И ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ»

Прокомментировать правительственный законопроект «ФАКТЫ» попросили председателя Всеукраинской ассоциации по вопросам энергосбережения Романа Спивака:

— Согласно законопроекту, главным документом, на основании которого будет приниматься решение о возможности установки индивидуального отопления, является схема теплоснабжения населенного пункта. Но сегодня механизм составления схем теплоснабжения несовершенен. Наша ассоциация столкнулась с этим при реализации нескольких проектов по комплексному переходу жилых районов на автономное и индивидуальное отопление. Ведь экономически невыгодно централизованно подавать тепло в многоэтажный дом, где люди проживают только в 30 из 70 квартир или две трети квартир уже перешли на индивидуальное отопление.

Я обратился к министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства с просьбой включить нашу ассоциацию в комиссию по вопросам теплоснабжения. Мы имеем конкретные предложения по усовершенствованию системы. В частности, необходимо провести в стране мониторинг. Во-первых, нужно узнать количество жилья с центральным и индивидуальным отоплением. Во-вторых, определить, в скольких квартирах установлены новые энергосберегающие окна. В-третьих, выяснить наличие тепловых и газовых счетчиков. В-четвертых, проверить утепление лестничных клеток и подвалов. Всю эту информацию могут собрать и предоставить местным властям представители объ-единений совладельцев многоквартирных домов, жэков или кооперативов. Государству это ничего не будет стоить.

Имея такие данные, местные власти могут четко рассчитать, по какому пути выгоднее идти — оставлять и совершенствовать систему центрального отопления или, если это нерентабельно, перейти на автономное отопление домов или индивидуальное отопление квартир.

Законопроект, предложенный на рассмотрение парламенту, не позволяет найти более выгодный вариант, а просто блокирует любую возможность отказаться от централизованного теплоснабжения. Подобная попытка запрета автономного и индивидуального отопления уже предпринималась в 2007 году. И ни к чему хорошему это тогда не привело. Я считаю, что люди должны иметь право выбора. Если, перейдя на автономное отопление, они платят в два раза меньше, то почему не могут предпочесть более выгодный и удобный вариант? Государство должно учитывать интересы не только крупных теплоэнергокомпаний, но и простых граждан, которых вынуждают платить за более дорогие услуги. Данный законопроект создает почву для введения коммунального крепостничества.

— Один из главных аргументов противников индивидуального отопления — то, что существующие газораспределительные сети в жилых домах не рассчитаны на поставку голубого топлива для индивидуальных котлов в квартирах. Как быть с этим?

— Такая проблема действительно есть, но она решается при комплексном отказе многоквартирного дома или микрорайона от центрального отопления. Разрабатывается технический проект, и специалисты полностью меняют всю газовую систему дома. Стоит такая реконструкция около 20 тысяч гривен. Однако жильцам выгоднее собрать эти деньги, лишь бы перейти на индивидуальное отопление.

— Законопроект предусматривает довольно серьезные санкции за установку автономного отопления. Штрафовать будут всех, у кого оно есть?

— Нет. Штрафовать собираются только тех, кто самовольно отключится от центрального отопления и установит индивидуальное уже после вступления закона в силу. Также будут наказывать тех, кто поставит котлы в своих домах до вступления в силу закона, но нелегально, без соответствующего согласования. Если, конечно, законопроект будет принят. Но мы очень надеемся, что в нынешнем виде он не наберет необходимого количества голосов депутатов.

— Ваша ассоциация реализует проекты по комплексному переходу на автономное отопление, с соблюдением всех технических норм. Вам тоже запретят этим заниматься?

— Да. Если схемой теплоснабжения предусмотрено, что в данном населенном пункте возможно только центральное отопление, то ни мы, ни любая другая организация не сможет ничего сделать. Поэтому считаю, что при разработке или пересмотре схем теплоснабжения местные власти должны советоваться с жителями города и специалистами по альтернативному теплоснабжению. Тогда можно будет найти взаимовыгодный вариант, который устроит и энергетиков, и граждан. Этот процесс должно возглавить и контролировать государство. Наводить порядок в данной сфере нужно, но не путем полного запрета всех альтернативных способов отопления жилья. Я считаю, что законопроект нуждается в серьезной доработке.

(По материалам газеты «Факты», номер 157 за 5 сентября 2013 года).

Другие статьи этого номера