Владимир Тарасов: «Мы живем в благополучном регионе»

Владимир Тарасов: "Мы живем в благополучном регионе"

13 октября в нашей стране отмечается День работников санитарно-эпидемиологической службы Украины. В преддверии этого праздника мы пообщались с директором Севастопольского городского лабораторного центра Госсанэпидслужбы Украины Владимиром Тарасовым. Это учреждение было создано в ходе реформирования СЭС. О его функциях и о многом другом — наш сегодняшний разговор.— Владимир Борисович, расскажите вкратце о сути реформы санитарно-эпидемиологической службы.

— В Украине идет реформирование медицинской отрасли. Коснулась она и санэпидслужбы. Административная реформа в Украине началась в 2010 году и проводится в соответствии с программой экономических реформ президента Украины. Санэпидслужба не ликвидируется, она реформируется. Ликвидированы санитарно-эпидемиологические станции, которые существовали с середины XIX века и на сегодня не соответствуют духу времени.

В Севастополе ранее функционировали четыре районные и одна городская санэпидстанции. Такова была структура. Реформа СЭС предусматривала сокращение численности персонала и сети учреждений. Так, на сегодняшний день больше не существует районных санэпидстанций. Прекратила свое существование и городская СЭС. На базе ликвидированных санэпидстанций созданы новые учреждения профилактической медицины: главное управление Госсанэпидслужбы в г. Севастополе и ГУ «Севастопольский городской лабораторный центр Госсанэпидслужбы Украины». Это первое.

Второе: в программе экономических реформ президента Украины вписано новое направление внутренней государственной политики — дерегуляция хозяйственной деятельности и резкое сокращение контрольных функций государства. Это два больших направления, для того чтобы снизить давление государстве на субъекты хозяйствования.

Таким образом, теперь на порядок снизилось количество проверок и проверяемых объектов. Все проверяемые объекты поделены на три категории: I группа — высокой степени риска; II группа — средней степени риска и III группа — незначительной степени риска. В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины первая группа проверяется раз в год, вторая — раз в три года, третья — раз в пять лет.

Параллельно в программе экономических реформ президента Украины со снижением административного пресса проводится целый ряд мероприятий по повышению ответственности руководителей объектов за выполнение действующего в стране законодательства, в том числе санитарного.

Лабораторная служба в свою очередь занимается лабораторными и инструментальными исследованиями на городских объектах. Данные исследования мы проводим для нужд главного управления. Однако мы имеем возможность проводить исследования по всем направлениям для нужд населения и хозяйствующих субъектов на платной основе. То есть исследовать продукты питания, воду, почву, атмосферный воздух, морскую воду, электромагнитные поля, проводить вирусологические и бактериологические исследования и так далее. Спектр направлений очень разнообразен. Мы доступны и открыты для граждан. Располагаем всем необходимым оборудованием для проведения качественных высокоточных исследований (необходимую информацию можно получить на нашем сайте sevlabcenter.com.ua).

— Для чего было осуществлено это разделение?

— Для того чтобы отделить надзорные функции, осуществляемые Главным управлением Госсанэпидслужбы Украины в Севастополе, в штате которого — государственные служащие, осуществляющие свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины, от функций лабораторного центра, выполняющего работы и предоставляющего услуги, не относящиеся к административным и связанные с его основным видом деятельности, для граждан и юридических лиц.

— На ваш взгляд, данная реформа положительно повлияла на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в городе?

— Я считаю, что пришло время для данной реформы в нашем ведомстве, как и во многих других. Нововведения дают положительные результаты по многим вопросам. К примеру, было сокращено количество различных проверок. Это дало возможность бизнесу вздохнуть легче. Однако в то же время реформа предусматривала не только сокращение числа проверок, но и усиление ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за соблюдение санитарного законодательства. Это логичный шаг. К сожалению, предприниматели еще не адаптировались к этому.

— То есть вы пока не наблюдаете улучшения ситуации на проверяемых объектах?

— Увы, пока нет. Остается множество нарушений на предприятиях общественного питания, в торговле и так далее. Но теперь мы не можем лишний раз проводить проверки на объектах повышенного эпидриска, поскольку законом предусмотрены лишь плановые проверки, как было сказано выше, и внеплановые — по заявлениям и жалобам.

Хотелось бы, чтобы с этой реформой родились и другие законодательные документы, повышающие ответственность руководителей. В настоящее время они находятся на стадии подготовки. После их принятия, надеюсь, ситуация резко изменится к лучшему. Нам нужны строгие меры воздействия, начиная от огромных штрафов, заканчивая возможностью закрытия предприятия. Все это мы вскоре увидим.

И еще одно. Если раньше главный санитарный врач выносил постановление о приостановлении работы объекта, и это решение исполнялось с момента его вынесения, то теперь применение мер реагирования в сфере государственного санэпиднадзора происходит в судебном порядке.

При наличии оснований для остановки производства, реализации продукции, выполнения работ, предоставления услуг органы Госсанэпидслужбы обращаются с соответствующим иском в суд. Несмотря на некоторую продолжительность судебной процедуры, данные меры стали более жесткими, чем ранее, так как возобновить свою деятельность субъект хозяйствования сможет лишь в судебном порядке, после предоставления всех доказательств, что обстоятельства, которые были основанием приостановления работы объекта, полностью устранены.

Хозяйствующим субъектам лучше уже сегодня позаботиться о соблюдении всех норм и правил санитарного законодательства, поменять так называемый менталитет, чтобы в будущем избежать сурового наказания.

А пока, как я уже сказал, заметных улучшений в санитарном состоянии города не наступило.

— Насколько часто лабораторная служба выявляет нарушения в исследуемых образцах?

— По результатам лабораторных исследований мы выявляем очень много отклонений в качестве пищевых продуктов. По сравнению с предыдущими годами это количество возросло. Причиной тому отчасти — недостаточная ответственность руководства предприятий торговли и ресторанного хозяйства по соблюдению технологического процесса производства продуктов питания, их хранения и условий реализации.

Но если говорить в целом, то санитарно-эпидемиологическая обстановка в Севастополе, по результатам лабораторного контроля, является благополучной. Это касается качества морской и питьевой воды, атмосферного воздуха и прочих параметров. Наш город находится в более благоприятных условиях, нежели многие другие города, в первую очередь — промышленные. У нас нет вредных предприятий. Основным источником загрязнения окружающей среды в Севастополе является автотранспорт.

— Одной из самых наболевших проблем города в летний период является нарушение тишины различными заведениями. Санэпидслужбу часто упрекают в бездействии. Так ли это?

— Действительно, проблема существует. Шум при осуществлении любых видов деятельности не должен превышать уровня, установленного санитарными нормами для соответствующего времени суток. Громкая музыка дискотек, ресторанов, кафе, иных учреждений общественного питания после 22 часов является запрещенным превышением допустимого уровня шума.

У населения сложилось мнение, что дабы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо проводить инструментальные замеры. Поверьте, это лишнее. Должен просто соблюдаться закон. Надзор за соблюдением тишины осуществляется органами внутренних дел. Владельцев баров и дискотек необходимо в данном случае привлекать к строгой ответственности в соответствии с законом, вплоть до конфискации звуковоспроизводящей аппаратуры и других предметов нарушения тишины. Это, повторюсь, задача милиции. Замеры уровня шума при громкой музыке из увеселительных заведений после 22 часов в таких случаях не нужны.

— Относительно засушливый сезон привел к тому, что город был вынужден подпитываться днепровской водой. Это не на шутку взволновало население. Насколько были оправданны эти страхи?

— Могу заверить, что качество воды в водопроводной сети не изменилось. Днепровская вода проходит двойную очистку, прежде чем попасть в сеть. К тому же она смешивается с водой из Чернореченского водохранилища. Населению волноваться не стоит.

Пока мы общались с Владимиром Тарасовым в его кабинет вошел только что вернувшийся с очередного задания заведующий лабораторией физических факторов Геннадий Виноградов. Мы не упустили возможности пообщаться и с ним, поскольку именно лаборатория физических факторов проводит исследования, на которые приходится весомая доля обращений граждан в СЭС.

— Геннадий Игоревич, с чем чаще всего приходится сталкиваться?

— Основная задача лаборатории — отслеживание уровня шума как на предприятиях, так и в быту. В жилых массивах, в квартирах граждан и так далее. Кроме того, мы отслеживаем уровень электромагнитных излучений всех радиотехнических средств, находящихся на территории Севастополя.

Мы часто сталкиваемся с волнениями горожан по поводу близкого расположения с их домами антенн мобильной связи, которые ранее устанавливались повсеместно. Сегодня технологии шагнули вперед, и передатчиков становится все меньше. Я хочу заверить всех севастопольцев, что в городе нет радиотехнических объектов, в том числе базовых станций мобильных операторов, которые бы вредно влияли на здоровье проживающих рядом людей. Все станции паспортизированы и обследованы нашей лабораторией.

Если возникает какой-то казус, к примеру, возле вышки вплотную строится дом без всех необходимых согласований, в том числе извещения мобильного оператора, то мы немедленно останавливаем работу передатчиков.

Что касается исследований, проводимых радиологической лабораторией, то и здесь в городе все благополучно. Лаборатория исследует все, начиная строительными материалами и заканчивая водой и пищевыми продуктами, на предмет загрязнения радиоактивными элементами. Севастопольцы могут быть уверены, что живут в безопасных домах, поскольку мы не допускаем, чтобы строительные материалы поступали из загрязненных районов. То же касается и продуктов питания.

Что касается нарушения тишины в ночное время различными учреждениями, сейчас мы совместно с госадминистрацией разрабатываем решение, которое позволит более действенно решать проблему.

Благодарим наших собеседников за откровенный разговор и поздравляем их, а также всех работников СЭС с наступающим профессиональным праздником.

Другие статьи этого номера