Оформление собственности на самострой: к кому идти и кому платить?

«Много лет назад мы с мужем приватизировали дом и землю. После этого построили еще и летнюю кухню. Однако сделали это самовольно, без разрешений. Теперь переживаем, что не сможем передать все свое имущество в наследство детям, ведь летней кухни по документам не существует. Подскажите, как ее узаконить?

Елена».

Весьма актуальную тему поднимает читатель в своем письме в редакцию. Во многих городах Украины существуют тысячи так называемых самостроев. Иные из них уже по дате постройки насчитывают десятки лет, особенно те здания и пристройки, которые в городах возникли сразу после освобождения Украины от фашистов. Тогда никто не ведал о непременном обращении в организацию под названием ГАСК, стоял лишь один вопрос — как бы поскорее заиметь для семьи крышу над головой. В наши дни самострои запросто могут снести с лица земли по решению тех органов, которые ведают застройкой новых микрорайонов. Куда же обращаться за защитой своих прав самостройщикам?

Ответ дает юрист Ярослав ГРУШИНСКИЙ:

— Вы можете воспользоваться действующим приказом N 95 от 19.03.2013 года Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Им определяется процедура ввода в эксплуатацию сооружений, построенных в период с 5 августа 1992 года по 12 марта 2011-го, в частности хозяйственных зданий (сараев, хлевов, гаражей, летних кухонь, мастерских, уборных, погребов, трансформаторных подстанций и т.п.) и хозяйственных сооружений (колодцев, заборов, ворот и т.п.).

Вообще признание права собственности на самовольно построенные сооружения — это довольно длительный процесс, который условно можно поделить на шесть шагов:

Шаг 1. В местном БТИ нужно заказать технические паспорта на сооружения.

Шаг 2. Следует обратиться в управление инспекции государственного архитектурно-строительного контроля по поводу ввода сооружения в эксплуатацию. Понадобятся такие документы: заявление о принятии в эксплуатацию объекта; два экземпляра собственноручно заполненной декларации о готовности объекта к эксплуатации; нотариально заверенная копия технического паспорта; нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок.

Формы заявления и декларации есть в приказе N 95 от 19.03.2013 года. Если нет возможности распечатать бланки из Интернета, попросите их непосредственно в инспекции. Заявление о принятии в эксплуатацию объекта подписывается совладельцами земельного участка. Документы можно подать лично или прислать их по почте заказным письмом с описанием вложения.

Инспекция рассматривает документы и принимает решение на протяжении 10 рабочих дней. Имейте в виду: она обязана наложить на вас штраф за самовольное строительство, который предусмотрен статьей 97 Кодекса об административных правонарушениях Украины и составляет от 85 до 170 гривен за каждый объект. Сама же процедура ввода в эксплуатацию бесплатная. Если вопрос решат в вашу пользу, инспекция пришлет вам один экземпляр декларации с отметкой о регистрации.

Шаг 3. Копию декларации о готовности объекта к эксплуатации нужно на протяжении семи календарных дней направить в местную госадминистрацию.

Шаг 4. Опять-таки надо обратиться к местной власти с просьбой представить справку о присвоении объекту определенного адреса.

Шаг 5. Получение извлечения из Государственного земельного кадастра. Это можно сделать в любом управлении Госземагентства. Для заказа извлечения при себе нужно иметь паспорт и налоговый номер, а также уплатить 53 гривны. По закону извлечение выдается сразу, в день обращения.

Шаг 6. Регистрация права собственности в Государственной регистрационной службе. Форму заявления о регистрации можно распечатать с сайта Укргосреестра www.drsu.gov.ua или попросить непосредственно у государственного регистратора. С собой нужно иметь оригиналы и копии таких документов: декларации о готовности объекта к эксплуатации; правоустанавливающего документа на землю (например, свидетельство о праве собственности); извлечения из Государственного земельного кадастра; технического паспорта; справки о присвоении объектам адреса; паспорта и налогового номера.

Еще до регистрации нужно уплатить 119 гривен государственной пошлины и 120 гривен — за выдачу извлечения из государственного реестра, сообщает «Голос Украины».

Другие статьи этого номера