«Возрождение судостроительной отрасли будет возможно только в условиях активного развития портового хозяйства. Новая законодательная база дает возможность сделать это в ближайшие годы. При удачном стечении обстоятельств именно Севастополь может оказаться флагманом украинского судостроения», — заявил в ходе «круглого стола», прошедшего в конференц-зале банковской академии, председатель городской администрации Владимир Яцуба.Вообще подобные семинары, посвященные ремонту существующих и созданию новых кораблей, проводятся командованием Военно-морских сил Вооруженных сил Украины уже три года подряд. Цель самая простая — подвести промежуточные итоги и решить, в каком направлении двигаться дальше. Командующий ВМС Вооруженных сил Украины Юрий Ильин, открывая «круглый стол», отметил, что 2013 год был в какой-то мере переломным. «Несмотря на то, что в стране ощущались последствия экономического кризиса, мы активно сотрудничали с промышленностью. Уровень технической готовности корабельного состава и авиации не снизился. Главное достижение состоит в том, что был окончен ремонт фрегата «Гетман Сагайдачный». Сейчас он успешно выполняет боевую задачу в Индийском океане. К слову, это первый случай за всю историю независимой Украины, когда на Севастопольском морзаводе был произведен комплексный ремонт корабля. Это серьезный шаг вперед. Мы намерены и дальше двигаться в данном направлении», — сказал Юрий Ильин.
Руководитель вида Вооруженных сил Украины также сообщил, что в настоящий момент продолжается строительство нового корвета. Правда, процесс идет не так быстро, как хотелось бы, — отстает финансирование (как ни крути, а экономические трудности, возникшие в государстве, не могут не влиять на оборонное ведомство). «Были задержки с прохождением платежей через казначейство. Ситуация, которая, пожалуй, знакома всем ведомствам. Если удастся внести некоторые изменения в государственную программу, в рамках которой производятся проектирование и строительство корвета, работа пойдет куда быстрее. Впрочем, и сейчас мы из графика не выбиваемся. Кроме всего прочего, в минувшем году начато проектирование патрульного катера и бронированного артиллерийского катера. То есть прогресс — налицо», — констатировал Юрий Ильин.
Командующий отечественным флотом заявил, что у нашего государства в сфере судостроения вообще большие перспективы. «Украина была, есть и, я уверен, будет мощнейшей судостроительной державой. Украине есть что предлагать на рынках судостроения: правительство приняло несколько важных программных документов. Например, в прошлом году был принят закон Украины в поддержку судостроительных предприятий. «Думаю, что грамотно построенная кооперация с другими странами позволит Украине в полном объеме продемонстрировать все свои судостроительные возможности», — уверен Ильин.
При этом адмирал отметил, что система военного судостроения и судоремонта в Украине нуждается в некотором реформировании. Одним из вариантов является создание единого государственного концерна, который будет выполнять соответствующие работы. Так или иначе, по мнению командующего, редактирование существующей нормативной базы нужно произвести в ближайшее время. «К сожалению, военного судоремонта как системы нет. Есть разрозненные частные и государственные компании, которые не управляются единым органом управления. Я уверен, что он должен быть создан. Мы хотим работать так, чтобы и промышленность знала план ремонта, и мы знали, что этот план будет выполняться. Не может боевой корабль в случае выхода из строя боевой техники ждать 45-70 суток, когда пройдут тендерные процедуры, для того чтобы начать его восстанавливать. Он должен восстанавливаться немедленно, чтобы уровень боевой готовности не снижался», — подчеркнул командующий ВМС Вооруженных Сил Украины.
Глава городской государственной администрации Владимир Яцуба, выступая на заседании «круглого стола», высказался в том смысле, что сосредоточение усилий отдельных предприятий на военном судоремонте и судостроении неэффективно. При этом председатель СГГА подчеркнул, что заказы Министерства обороны должны быть в приоритете и выполняться без проволочек, связанных с формальными вопросами. Вообще же, по мнению Яцубы, возрождение судостроительной и судоремонтной отраслей возможно только в условиях активного развития морского транспорта (причем в первую очередь — гражданского). «Это комплексный вопрос, который благодаря новому закону о портах можно и нужно решать. Сегодня все грузовые перевозки делят между собой автомобилисты и железнодорожники. Морской и речной транспорт — в загоне, хотя именно он является самым экономичным, как показывает мировая практика. В советские времена данная сфера функционировала очень активно: существовали мощные речные порты в Днепропетровске и Запорожье, морские порты в Севастополе и Одессе. Сейчас былую мощь нужно восстанавливать. Возможно, это будет, если предприятия-гиганты, занимающиеся металлургией или аграрной деятельностью, сделают ставку на водный транспорт. Тогда будет действовать цепная реакция: начнется возрождение судоремонтной и судостроительной отраслей без дополнительной нагрузки на государственный бюджет», — заключил Владимир Яцуба.
Фото Владимира Докина (из архива редакции).