Абстракция как фундаментальная закономерность мироздания является основной темой искусства севастопольского художника-абстракциониста Владимира Бойченко. Идея выставки, открывшейся в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого, — это картина в интерьере, которая создает среду, пространство, гармонизирует его.Представленные на выставке произведения условно можно разделить на два этапа. В ранних работах художник еще обращается к реальному объекту, но он не может удовлетвориться протоколированием физического предмета и непременно стремится выразить его через собственное «Я», где мир реалий взаимодействует и дополняется абстрактным мироощущением. Художник-абстракционист по-особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это и побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.
В настоящее время Владимир Бойченко создает преимущественно беспредметную живопись, которая прежде всего предполагает эмоциональный отклик на картину. «Я» художника проявляется в работах через собственное, индивидуальное отношение к композиции, линии, через «повышенную чувствительность» к колориту.
В его картинах отражен медитативный мыслительный анализ процесса восприятия, это не произвольное нагромождение цветовых пятен, линий и форм, а строгая аналитика, основанная на внутреннем ощущении, сенсорике, осмыслении опыта восприятия Вселенной. Живопись транслирует самые сильные и тонкие, почти ускользающие ощущения, переживания, чувства, которые наиболее явственно отражают освобождение линии и цвета от «предметных оков».
В некоторых работах очевидна реплика на творчество Пита Мондриана, где композиция строится по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония. Но в них мы не увидим строгих, прямых пересечений — мотивов взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) в художественном пространстве, здесь взаимодействие — переплетение. Кроме того, художник вводит зеленый цвет, который Мондриан не использовал (он выстраивал плоскости основных цветов спектра в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» — белый, черный, серый).
В полотнах Бойченко присутствуют стилистическое разнообразие и свободное владение «языками» абстрактного искусства. Глядя на движущиеся широкие линии и яркие цветовые пятна, свободные от каких- либо контекстуальных ограничений, возникает неограниченное количество образов.
И зритель, который не может воспринимать картины просто, а ищет в них «все что угодно» — подражание природе, анатомию, перспективу и т.д., — может научиться почувствовать внутреннюю жизнь картины, дать возможность ей непосредственно воздействовать на себя…
Владимир Анатольевич Бойченко
Родился 22 апреля 1950 года в г. Кургане. С 1964 года живет в Севастополе. Учился в Севастопольской художественной школе, класс Е.А. Кольченко. С 2000 года по настоящее время работает в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого. В 90-е годы был одним из создателей и вице-президентом Крымского филиала Международной федерации художников и графиков ЮНЕСКО. С 2003 года — председатель Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма».
Персональные выставки:
1998 — «Я — гений, гений — Я», Севастополь;
2004 — «Акварели Владимира Бойченко», Симферопольский художественный музей;
— «Контражур», Симферопольский художественный музей;
2005 — «55 лет рисовальщику и живописцу Владимиру Бойченко», Севастополь;
2009 — «Я», Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого;
2010 — «100 лет в апреле», Севастополь;
— «Каприз абстракциониста, или Торжество белого цвета», Киев;
2012 — «Живопись. Бойченко», Киев.
Работы Владимира Бойченко находятся в Севастопольском художественном музее им. П.М. Крошицкого, Симферопольском художественном музее, а также в различных галереях и частных коллекциях в России, Украине, Чехии, Франции, Германии.