Два-три года назад увиденное в ходе близких и дальних прогулок к морю, в горы уже побудило взяться за перо, чтобы рассказать о природе как о скульпторе. Но эта тема оказалась настолько неисчерпаемой, что само собой накопилось столько видов, что хоть за книгу садись.Природе-скульптору даны такие резцы, которыми не обладает и обладать никогда не будет человек. Это чередующиеся упругий ветер, лучи жгучего солнца, случающиеся у нас трескучие морозы и потоки воды налетевших ливней. Под их воздействием получаются удивительнейшие творения. Все они хороши.
У самого крутого подъема проложенной по Карадагу тропы выходит подбодрить путников великан. Его называют Витязем. Неплохо. Но мне он напоминает Льва Толстого. Чем не витязь, но только литературы. Ни дать, ни взять — Лев Николаевич. Его лоб, глубоко посаженные глаза, борода…
Из Балаклавы ноги сами несут в урочище Инжир. Там есть место, с которого открываются сразу два созданных природой изваяния: дельфин на переднем плане и кошечка с выгнутой спинкой, словно лакающая морскую воду.
Природа-скульптор обожает ваять сфинксов, истуканов. Их встречаешь на Демерджи, у Бахчисарая, при въезде в административные границы Севастополя. Не устаешь удивляться могучим торсам, гармонично посаженным устам, глазам…
Надолго врезается в память воин. Окаменев, он не собирается покидать места своих подвигов.
От портретов виртуальный «мастер» переходит к иным жанрам. Он не прочь иногда похулиганить. Склонный к путешествиям люд из Севастополя проторил дорогу к горе, названной между собой… Попой. Не откажешь себе в удовольствии пригубить в гроте у ее подножия чаю из термоса. С двух ее вершин во всей красе открываются все четыре мыса Мангупа.
Природа-скульптор пробует свои силы в различных стилях творчества. С обрыва Эски-Кермена, уже на территории Большого Севастополя, нельзя пропустить пальцы скальной ладони с горстью украшенной зеленью земли. Символ? Какую главную мысль он передает?
Твердые минералы — главный материал, который природа использует в процессе творчества. Однако время от времени ее привлекают тепло и пластичность дерева. Вот стволы его образовали лиру.
Украшением Балаклавы все еще являются тополя. Их кора — причудливые орнаменты. Встречаются и портреты. Я долго не решался к публикации изображения известной незрячей эстрадной певицы. Думал: не признают авторство Природы. Несколько раз крутился у тополя с портретом и не мог найти следы вмешательства человека. Разве что подбородок он мог обозначить. В таком случае согласимся, что у Природы, возможно, нашелся соавтор — Человек. Разве искусство обходится без тандема творцов?
А вот сову на стволе балаклавского тополя видят даже самые дотошные скептики: все чисто — сова.
Природа расположена к общению с нами. Это шум ветра в кронах сосняков и дубрав, дыхание трав, гром, грозы, вспышки молнии, дробь дождевых капель о тент палатки… Есть еще один мостик, переброшенный Природой в наши души, — ее высокое искусство.
Фото автора.