В этом году выставка «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX-XXI столетий» пройдет в галерее «Арт-Бульвар» с 5 по 24 июля. Публике будут представлены яркие, необычные по технике и сюжету работы как старых мастеров, так и современных художников.Каждый год нижняя граница представленных работ углубляется. В этом году определенной сенсацией можно считать появление на публике литографии В. Тимма «Успенский монастырь вблизи Бахчисарая в Крыму» 1856 г. Большинство работ этого автора находится в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Жизнь и творчество Максимилиана Волошина — яркая страница истории не только крымской культуры, но и Серебряного века в целом. Акварели его уже давно находятся в частных коллекциях. Представление на всеобщее обозрение — еще одна сенсация нынешней экспозиции. Серебряному веку по времени создания — 1910-й год — принадлежит и акварель «Маки» А. Шнейдер, прекрасно оформленная в стиле модерн.
Среди представленных работ — композиции в стиле дальневосточных свитков П. Столяренко «Весна» и «Осень» (обе — 1961 г.) и «Весна» В. Цветковой, сочные бытовые зарисовки мастера женских портретов Р. Рамазанова «В саду» и «Восточный орнамент. Лермонтовским романтическим Востоком дышит «Уч-Кош» (1969) С. Бакаева. Стильная линия М. Семашина («Чайник на белом») и глубина цвета «Натюрморта с кувшинами» А. Стремского также несут в себе утонченность Востока. Легендой крымского востока видится «Чуфут-Кале» (1968) В. Филатова. Работа уникальна еще и тем, что ТАК (монументально) мастер уже не работает. Его манера сменилась, стала динамичнее.
Особо хочется остановиться на самаркандских этюдах 40-х годов Александра Пузыревича: его картоны — не только прекрасные зарисовки, но и свидетели времени, когда значение имеет каждая деталь, когда и солнечный луч, и цветок воспринимаются, ценятся по-особому.
Хорошая живопись — как вино: чем старше, тем выше ценится. Хронологический охват работ нынешней выставки — от второй половины XIX в. до произведений, созданных в этом году. 50-е годы ХХ в. представлены небольшим количеством произведений, достаточно полно характеризующих художественную картину этого времени. В лучших традициях соцреализма — радостных, оптимистичных — выполнен этюд народного художника Украины Петра Столяренко «Порт» (1954): теплые мажорные тона, горизонтальный формат, подчеркивающий широту пространства. Традиции русского реализма, его внимание к внутреннему миру человека характерно для портрета работы заслуженного художника Украины и АРК Зиновия Филиппова «Однокурсница» (1955). Он фотографически точен и вместе с тем мягко лиричен.
В по-акварельному нежных картоне и холсте народного художника Украины Якова Басова уже ощущается оттепель. В них нет так часто присущей его работам экспрессии: здесь он словно останавливает прекрасное мгновение, завораживая и нас прозрачной тишиной красоты «Летнего Севастополя», глубиной цвета на фоне холодной скатерти «Цветов и яблок». Особняком в искусстве 1950-1960 годов стоит графика Анатолия Козлова («Инкерман. Домик в скале», 1958 г., и «Судакская крепость», 1967).
60-е годы — это оттепель, начало «сурового стиля», это приподнятый «железный занавес», повторное знакомство с импрессионизмом и авангардом, погружение в древнерусскую культуру. «Суровый стиль» почти не коснулся напоенной солнцем и светом крымской живописи, но некоторые черты этого времени на аукционных работах можно проследить. Пустеет пейзаж. Как в 30-е годы. Улицы, поля, набережные — безлюдны. Это мы видим и в пейзажах. Ностальгически грустный и одновременно монументальный «Крымский мотив» М. Кузьминкова, тишина «Долины у Кара-Дага» Н. Гаврилюка и «Феодосии» Н. Шорина, в которой, единственной, можно проследить простоту композиции и нарочитую будничность «сурового стиля», подтверждают общую тенденцию времени.
Акварели П. Саушкина «Матросский клуб» и «У библиотеки Толстого» — как старые снимки с милыми, уже забытыми подробностями, которые так радостно узнаются. Холст заслуженного художника Украины Павла Мирошниченко «В предгорьях Крыма» (1969) удивительно соединил в себе лучшие черты отечественного соцреализма с лиричностью. Трогательная деталь времени — старый автомобиль — придает этой работе особую теплоту.
Лучшим пейзажем этого времени среди представленных, безусловно, является «Уч-Кош» (1969) заслуженного художника АРК Сергея Бакаева. Горные пейзажи — особо удающаяся ему тема. Торжественно-прекрасное изображение в сложной композиции, богатое по колориту — один из шедевров мастера. Прост и изысканно красив натюрморт В. Цветковой «Подснежники» (1960). Написанный не столько цветом, сколько оттенками трех-четырех цветов, он холодные тона сделал удивительно теплыми.
70-е годы принято считать временем застоя. Но к искусству это не относится. Никогда оно не было так разнообразно — по жанрам, техникам, манерам, как в 70-е — первой половине 80-х годов. Символ этого времени — набросок официального группового портрета «Посещение М.И. Калининым завода им. С. Орджоникидзе» (1970) П. Саушкина. Тогда подобные работы составляли большинство официального заказа. Теперь они — редкость. Есть пейзажи, возвращающие нас в прошлое. Таковы «Восход» А. Стрелова — варианты 1984-го и 1985 годов, а также «Ночь на Батилимане» Г. Брусенцова, которая не просто красива, она относит нас к лучшим традициям отечественного морского пейзажа — от И. Айвазовского до Н. Барсамова.
Как всегда, мало работ 90-х годов: это время не благоприятствовало искусству. Тем приятнее встреча с прекрасно выполненными натюрмортом «Жёлтые розы и синие гладиолусы» (1991) и пейзажем «Крымские пальмы» (1998) В. Волкова — сочными, красочными, традиционными для крымской живописи, и нежным по цвету, лирико-динамичным натюрмортом одного из старейших художников Крыма В. Филатова «Осенний цвет (букет)» (1991).
Работы нашего века — свободны в творческом выражении художника, разнообразны по технике, сюжету, жанру, часто смешанным. Постмодернизм сказался в цитировании известных произведений или имен в композициях, колорите или общем настроении. Настоящие шедевры, которые нельзя пропустить, шедевры уровня Третьяковской галереи и Русского музея в Санкт-Петербурге — холсты учителя и ученика: Геннадия Дереджиева («Феодосия», «У крымских берегов. Судак») и Игоря Шипилина («Начало апреля. Ялта. Васильевка», «Вечер в Гурзуфе»). Это эпические пейзажи, говорящие с нами о пространстве и мироздании, вечности и мгновении.
Думается, что именно наполненность выставки разнообразными по времени создания, технике и жанру работами сделает ее успешной.