Сергей СОЛОГУБ: «Мы, севастопольцы, вернем «Михаила Кутузова» в родную гавань!»

Сергей СОЛОГУБ: "Мы, севастопольцы, вернем "Михаила Кутузова" в родную гавань!"

СЕГОДНЯ ЕСТЬ ШАНС ВОЗВРАТИТЬ В ГОРОД ЕГО СОБСТВЕННУЮ ГЕРОИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ.
В пятницу на Морской коллегии при правительстве РФ обсуждалось решение перебазировать из Новороссийска в Керчь для частичного ремонта легендарный боевой крейсер, а ныне корабль-музей «Михаил Кутузов». В дальнейшем его планируется вернуть в Севастополь, где он станет яркой деталью исторического облика города морской славы России.На минувшей неделе в Геленджике в рамках деловой программы X международной выставки «Гидроавиасалон-2014» прошло совещание членов президиума Морской коллегии при правительстве Российской Федерации. Помимо прочего, там рассматривались два вопроса, особенно важные для жителей Севастополя.

Во-первых, решалась судьба корабля-музея «Михаил Кутузов», стоящего на приколе в Новороссийске, во-вторых, была создана структура для разработки единого плана строительства в Азово-Черноморском бассейне более десятка новых яхтенных марин (гаваней) и сопутствующей инфраструктуры. Но давайте по порядку…

КАКАЯ СУДЬБА ЖДЕТ КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ»?

Президент, председатель совета директоров крупного российской инвестиционно-строительного холдинга ARS Group Сергей Сологуб является членом Морской коллегии и одним из докладчиков прошедшего заседания. Он активно поддержал идею возвращения корабля в город.

— Сергей Владимирович, расскажите, когда корабль ждать в родную гавань?

— Для начала хотел бы выразить огромную благодарность ветеранам Черноморского флота, общественным организациям города и его жителям за многочисленные обращения к нам, в Морскую коллегию, и принципиальную гражданскую позицию, связанную с возвращением севастопольской реликвии! Крейсер «Михаил Кутузов» — символ боевой славы города, и наш долг вернуть его! Благодаря активности севастопольцев члены коллегии смогли поднять этот вопрос на федеральном уровне и вообще сдвинуть тему с мертвой точки (впервые этот вопрос был поднят еще в апреле. — Авт.). По этому поводу был заслушан доклад командующего Черноморским флотом России адмирала Александра Витко, который рассказал о текущем плачевном состоянии крейсера и возможных перспективах.

При этом могу отметить, что при поддержке всех членов Морской коллегии и непосредственно ее председателя — зампреда правительства РФ Дмитрия Рогозина было решено, что русские люди и все патриоты страны просто обязаны защищать подобные реликвии российской боевой славы, в том числе и крейсер. Для этого найдутся необходимые средства в федеральном бюджете для полного ремонта корпуса судна в Керченском доке (он подходит по размерам для подобной работы). Помимо патриотических причин, благодаря этому крымский судоремонтный завод будет обеспечен заказами и, как следствие, — рабочими местами, — уточнил Сергей Сологуб. — Собственно говоря, для них это мог бы быть первый крупный оборонный заказ после возвращения полуострова в Россию.

В дальнейшем у корабля может быть два пути: либо назад, в Новороссийск, либо домой, в Севастополь, для постоянной стоянки в качестве музея морской славы города и Черноморского флота. Адмирал Александр Витко, по словам собеседника, подтвердил, что хотел бы видеть крейсер конечно же в Севастополе. По его словам, 50 млн рублей на буксировку корабля в ремонтный док уже есть в бюджете ЧФ, но для полного восстановления потребуются конечно же значительно большие средства, которые необходимо будет изыскать в закромах Минобороны.

ГДЕ МОЖНО РАЗМЕСТИТЬ КОРАБЛЬ-МУЗЕЙ?

— Сергей Владимирович, какие трудности у проекта? Есть ли у этой идеи недоброжелатели?

— Недоброжелатели есть, но здравомыслящих людей больше. И участники коллегии, и другие официальные лица, с кем мы обсуждали эту идею, ее поддерживают. Новороссийск — это же в первую очередь гражданский порт, поэтому думаю, что для бюджета полезнее каждый день заходящие круизные лайнеры, чем старый крейсер. Руководство города также радо, что у них освободится более двухсот метров причальной стенки (длина крейсера 210 метров. — Авт.) для туристических лайнеров. Сегодня рассматриваются четыре предположительных места для возможной стоянки в Севастополе. Каждое из них имеет как плюсы, так и минусы, но при поддержке севастопольцев и военных специалистов будет непременно выбран наилучший вариант.

Более-менее удобный, с точки зрения именно стоянки, — это Госпитальная стенка, где стоял печально известный крейсер «Новороссийск». Но это место неудобно с точки зрения доступности: посетителям будет очень трудно попасть на корабль. Госпиталь принадлежит Министерству обороны, и там нет набережной для прохода, а также видовых характеристик, но весь смысл же в том, чтобы его могли посещать горожане и туристы.

— Другой вариант?

— Это Минная стенка — самый дальний угол Морвокзала (ближе к Музею флота), где стоят все корабли разведки. «Михаила Кутузова» можно было бы разместить там кормой. Плюс этого варианта в том, что можно будет сделать некие воздушные переходы до Музея флота, и посетители смогут в качестве продолжения экскурсии сразу проходить на крейсер.

— Чем интересны иные идеи?

— Еще рассматривается размещение на двух бочках, как раз на том месте, где выстраиваются корабли в парадный ряд, напротив мыса Хрустального. Перед «Кутузовым» в этом случае будет поставлен специальный понтон для разгрузки пассажиров и причаливания десятков маломерных судов, курсирующих в Артбухте. Несомненно, это сделает посещение крейсера-музея более привлекательным, а по вечерам, за счет иллюминации, дополнительно украсит город. Бухта закрыта от сильных штормов, и ему ничего не грозит, поэтому туристов корабль сможет принимать даже круглосуточно! Это даст толчок к развитию туризма и услуг маломерных судов.

— Четвертый?

— Нашим холдингом рассматривается возможность строительства Севастопольской гран-марины (с инфраструктурой и аквапарком) на мысе Хрустальном, со стороны яхт-клуба КЧФ. Этот проект также был представлен на Морской коллегии, и одним из первых войдет в глобальную сеть азово-черноморских марин. Ведутся проектные работы, приобретен необходимый земельный участок, и идут переговоры.

От яхт-клуба КЧФ будет продолжаться пирс и дальше — понтоны длиной 320 метров. Напротив прекрасного комплекса этой марины к понтонам можно будет также поставить крейсер. И тогда посетители смогут приходить со стороны яхт-клуба; дорога, если выберут этот вариант, будет идти прямо на мол к кораблю. Это место может стать уникальным туристическим маршрутом. Представьте: вы идете, на переднем плане — мачты множества яхт, на заднем — прекрасный военный корабль!

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБРАТИЛО ВНИМАНИЕ НА ЗАБОТЫ ЯХТСМЕНОВ

— Сергей Владимирович, насколько нам известно, вы будете курировать при правительстве РФ строительство десятков яхтенных гаваней в Азово-Черноморском бассейне.

— Да, на уровне правительства принята стратегия развития этого вида туризма. Создание необходимой инфраструктуры в прибрежных зонах признали стратегическим элементом развития всей территории полуострова и всего Азово-Черноморского бассейна. По словам замминистра транспорта РФ Виктора Олерского, в ближайшее время будет подготовлена мощная федеральная программа по созданию сети марин при содействии нашей Морской коллегии, участии федерального бюджета и крупных инвесторов.

Например, по международным нормам подобные гавани должны быть расположены через каждые 80-100 морских миль (148,16-185,2 км) — для возможности ротации иностранных и российских яхт по новому туристическому маршруту. И подобная гавань — это не просто стоянка для яхт, это и жилье, и ресторанчики, и магазины, то есть плюс ко всему это еще и сотни рабочих мест и колоссальные поступления в бюджет. Например, оборот турецких яхтенных гаваней составляет около $2 млрд. Турецкие власти озвучивали намерения увеличить к 2023 году ежегодные доходы от яхтенного туризма в Турции до $10 млрд.

— Насколько серьезно, по вашему мнению, само правительство относится к этим планам?

— Дмитрий Рогозин обратился к федеральным чиновникам и местным властям и практически дословно сказал, что он «дал все необходимые поручения, но если те не понимают, что сегодня мы живем в другой стране, которую окружили, мягко сказать, недружественные режимы, то они будут освобождены от занимаемых должностей»! И очень многие СМИ опубликовали высказывание с коллегии, где он высказал отношение к ситуации, сложившейся на переправе в портах Кавказ и Крым, пообещав, что если в следующем году ситуация с организацией паромного движения не изменится, то «все чиновники, ответственные за это, отправятся стоять в огромной очереди на переправу». Мне кажется, это более чем однозначная позиция!

* * *

На базе общественного движения «Я — севастополец!» будет создан оперативный штаб по возвращению крейсера в город. Неравнодушные горожане могут обращаться по адресу: ул. Большая Морская, 23 (с 9.00 до 18.00) или по телефону +38 (0962) 93-02-03.

— Мы хотели бы помочь сформулировать консолидированное мнение севастопольцев о судьбе крейсера. Чтобы естественный человеческий порыв горожан повлиял на решения власти, нередко необходимо его формализовать. Чем мы сейчас и планируем заниматься. Прямо сейчас разрабатываем план мероприятий, которые бы приблизили возвращение «Михаила Кутузова» в гавань! — сообщил председатель общественного движения «Я — севастополец».

* * *

Крейсер серии 68-бис (модификация 68-А) «Михаил Кутузов» был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе им. Н. Носенко. 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг. В 1964 году он стал первым кораблем на Черноморском флоте, который приступил к выполнению задач боевой службы в Атлантике и Средиземном море. С 1955-го по 1992 год корабль наносил визиты в Болгарию, Югославию, Румынию, Алжир и Албанию. В июне 1967 года он находился в зоне военных действий, оказывая помощь вооруженным силам Египта во время шестидневной войны, что, впрочем, не повлияло на ее исход. Начиная с августа и до декабря 1968 года выполнял боевую задачу в Сирии. Спустя 37 лет крейсер передислоцировали в Новороссийск в качестве корабля-музея.

Другие статьи этого номера